Тарасова Наталья
Влияние фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор – это поэзия, созданная людьми и распространенная в массах, в которой она отражает их профессиональную деятельность, их социальную и повседневную жизнь, их знания о жизни, природе, культуре и верованиях.
Разные виды помогают полноценно развиваться малышу. Дети очень любят сказки. Русские народные сказки: «Цыпленок Ряба», «Репа», «Теремок», «Колобок», «Маша и Медведь», «Кот, Петух и Лисица», «Дети и Волк» интересны детям, потому что ваши герои – животные – они разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовую деятельность (сажают, поливают растения, собирают урожай и т. д.). Дети развивают представления о диких животных, птицах и их привычках.
Публикация «Влияние фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сказка – носитель нравственных учений, доступных детям в раннем возрасте. Чтение и говорение как искусство слова также взаимодействуют с другими видами когнитивно-речевого и художественно-эстетического развития ребенка – просмотром произведений книжной графики и театральной деятельностью. Благодаря песням дети с удовольствием умываются, засыпают, ужинают и занимаются разными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. При этом у ребенка развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он совершает определенные движения, также развиваются координация и ловкость [3].
Потешки – короткие детские стишки для купания, массажа, игры в крошки. Они короткие и забавные, позволяют не только отвлечь капризного малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «Оладушки» и «Сорока» развлекают детей, даже если они еще не научились понимать речь. Это форма общения ребенка с матерью, способ сблизиться. Детские стишки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать похожие звуки, ритм и плавность речи, интонацию, экспрессию, повышение и понижение тона. Большое количество фольклорных жанров позволяет ребенку играть, развиваться и учиться осторожно и разнообразно. Не пренебрегайте простыми детскими стишками, сказками, загадками, песнями – они тайно и забавно учат жизни маленького человека.
Жизнь детей тесно связана с жизнью взрослых, но у ребенка свой взгляд на мир, обусловленный умственными особенностями, связанными с возрастом. Развитие речи в раннем детстве идет по двум осям: улучшается понимание речи взрослых и формируется активная речь ребенка.
На третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, провоцировать и останавливать его действия, оказывать не только прямое, но и отложенное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно меняется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но и становится способным выполнять объективные действия в соответствии с указаниями взрослого. Он начинает с интересом слушать все разговоры взрослых, пытаясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают потешки, сказки, стихи – причем не только детские, но и сложные для понимания в их смысле. Слушание и понимание сообщений, выходящих за рамки непосредственного общения, – важное приобретение для ребенка. Это позволяет использовать речь как главное средство познания действительности. Помня об этом, педагог должен направлять развитие способности ребенка слушать и понимать речь, не имеющую отношения к конкретной ситуации [1].
Фольклорный материал идеально подходит для решения этой задачи, так как ребенок, слушая и повторяя сказки, стишки, анекдоты, должен представлять себе то, что цитируется в тексте. Дошкольники воспринимают разнообразие мира иначе, чем взрослые. Взрослые думают, писал К. Чуковский, «словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами». Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского устного народного творчества.
Поэтические произведения, передаваемые из поколения в поколение на протяжении многих веков, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее соответствующие законам детской эстетики. Детский фольклор – ключ к пониманию психологии развития, художественных вкусов детей и их творческих возможностей. Но у этой проблемы есть ряд других аспектов, без которых невозможно изучение функциональности детского фольклора, его содержания и художественной специфики.
Во-первых, большинство исследователей относятся не только к детскому фольклору, который существует вокруг детей, но и к поэзии воспитания, то есть к взрослой поэзии, предназначенной для детей, что является своеобразной и специфической. Существенно изменился объем понятия «детский фольклор».
Во-вторых, то, что есть в детской среде, есть не всегда в детском устном и поэтическом репертуаре, а в детском творчестве. Велика роль заимствований из взрослого фольклора, литературы и других видов искусства. Все, что заимствовано, адаптируется к окружающей среде ребенка, реконструируется в соответствии с законами детской эстетики, и все же не может быть описано как реальное творчество детей без должных оговорок.
Несмотря на очевидную разницу между детским и взрослым фольклором, четкой границы между ними нет и многие произведения можно отнести к обоим в равной степени. Например, ряд популярных хороводных песен («И мы милю сеяли», «Принцесса, мы пришли за тобой», «Мы были в хороводе», «Стой, мой лес» и т. д.) без видимых изменений текстов и напевов зафиксирован как у взрослых, так и в детской среде. Многие действия характерны для детских и взрослых сказок. Но в этом случае художественный стиль существенно меняется [2].
В-третьих, весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». В настоящее время довольно редко можно встретить публикации, посвященные малым формам устного народного творчества и особенно его использованию в работе педагога с детьми раннего дошкольного возраста.
Несомненно, сегодня тема использования фольклора в развитии детской речи очень актуальна. Приобщая детей к их национальным корням с раннего возраста, мы формируем их личность и уважаем национальные традиции как универсальную ценность. Погружая ребенка в элемент народных традиций, закладываются основы, на которых затем формируются его эстетические и нравственные идеалы. Сегодня одна из самых актуальных задач – показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, прибаутках, пестушках, припевках, закличках; формировать у детей интерес к детскому фольклору, обогащая детский словарный запас.
Список литературы:
1. Капица, Ф. С. Русский детский фольклор / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М. : Просвещение, 2018. – 287 с.
2. Криницына, Н. Дети любят потешки / Н. Криницына // Дошкольное воспитание. – 2015. – №11. – С. 8-12.
3. Павлова, Л. Н. Фольклор для маленьких / Л. Н. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 10.