МААМ-картинки

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей

Тамара Николаевна Лазарчук
Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. То, что воспринимает слух ребенка в первые годы жизни, является фундаментом, на котором формируется его речь. Поэтому формирование речевой культуры дошкольников, уровень развития их речи берут начало в речевых традициях семьи. Сегодня мы постоянно слышим о кризисе семьи и культуры, все чаще начали говорить о чистоте и даже защите русского языка. Еще в начале 60-х годов ХХ века К. И. Чуковский писал «Первым и чуть ли не важнейшим недугом современного русского языка в настоящее время считают его тяготение к иностранным словам» На мой взгляд, эти слова и сейчас звучат вполне современно. Вульгарная речь, жаргонизмы, сленг, иностранные слова стали обыденным явлением. На таком языке говорят родители, на таком языке начинают говорить и их дети.

Публикация «Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей» размещена в разделах

Современные дети все чаще испытывают трудности в человеческом общении, единицы умеют правильно, красиво и выразительно говорить на родном языке. Прежде эта проблема так остро не стояла, поскольку подавляющее большинство детей, уже в дошкольном возрасте овладевало достаточно правильной устной речью. В последние же несколько десятилетий ситуация резко изменилась к худшему. Исследования показали, что в первые классы массовых школ приходят дети, хорошо знающие компьютер, телефоны, планшеты, но половина из них приходит с недостаточной сформированностью устной речи. И одной из главных составляющих этой несформированности является бедность и недостаточная систематизированность их словарного запаса.

Итак, решая сегодня вопрос о том хорошо или нет заимствованные слова необходимо, прежде всего, задуматься:

а) передает ли новое слово какое – то новое значение;

б) благозвучно ли это слово для русского языка;

в) уместно ли оно использовано в данном случае;

Все эти критерии могут оценить уже взрослые грамотные люди, а не дети. Вот почему одна из важнейших задач родителей и педагогов научить детей правильно говорить сначала на родном языке. Для того чтобы успешно решить эту задачу, сам взрослый человек должен быть носителем образной речи. Ведь дети буквально впитывают наши слова и «словечки». Вот здесь нам всем как родителям, так и педагогам следует прислушаться к советам таких известных педагогов как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. М. Калмыкова.

Во – первых они призывают соблюдать правильность и чистоту собственной речи, следовать традициям русского речевого этикета, знать и любить родной язык.

Во – вторых говорить медленно, отчетливо и громко, добиваясь того, чтобы дети понимали смысл высказывания. Именно такая речь проникает в детское сознание в полном объеме и не превращается в пустой звук.

В – третьих эти педагоги призывают родителей общаться с ребенком исключительно на родном языке и вводить иностранные слова и языки не раньше того, как ребенку исполнится 7 – 8 лет.

В – четвертых в качестве значимого средства развития речи детей они рекомендуют родителям и педагогам дошкольного образования постоянную речевую практику. Сюда входят чтение вслух и устные рассказы сказок, рассказов, беседы с ребенком, словесные игры.

Ребенок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Он становится и маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать из каких звуков состоит слово, из каких слов предложение. На каком уровне он это усвоит – в значительной степени зависит от нас. Запоздалая речь, невнятная дикция, сложность в произношении отдельных звуков встречается у дошкольников все чаще. И первоочередная задача педагога как можно раньше исправить эти недостатки речи дошкольников согласно их возрастным нормам. Следующей очень важной задачей стоящей перед педагогами, является задача обогащения словаря детей. И вот здесь очень большую роль играют речевые игры и упражнения.

Наш ХХI век не возможно представить без иностранных слов. Слово может заимствоваться вместе с заимствованием предмета, понятия или явления. От такого заимствования никуда не денешься, а вот есть иностранные слова, которые имеют аналоги и в русском словаре. Именно это вид заимствования и вызывает возражения у поборников чистоты русского языка и кому как не педагогам необходимо показать все богатство и красоту русского языка. Для этого необходимо использовать различные способы обогащения словарного запаса и сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным. Педагоги должны подбирать сказки, которые несут определенную лексическую и грамматическую нагрузку. Использовать театр (бибабо, взрослого актера, масок, различные словесные игры и т. д.)

Разговаривайте в присутствии детей и с детьми КРАСИВО!

Публикации по теме:

Развитие речи (звукопроизношения) детей 3–4 лет Развитие речи (звукопроизношения) детей 3-4 лет (вторая младшая группа) Словарный запас ребенка в этом возрасте составляет примерно.

Взаимодействие семьи и детского сада по развитию речи детей. Консультация для родителей Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - одно из условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей
Опубликовано: 18 апреля 2015 в 07:04
+138Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Николаевна Лазарчук (УИ 76386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 87.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД