Папки-передвижки

Консультация «Включение нейропсихологических методов диагностики и коррекции при подготовке детей к школе»

Лидия Кузнецова
Консультация «Включение нейропсихологических методов диагностики и коррекции при подготовке детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

( статья написана в соавторстве: Савицкая Н. С., Кузнецова Л. А., Михеенкова Ж. В.)

Начало нового жизненного этапа в качестве первоклашки для многих малышей сопряжено с целым рядом трудностей и проблем. Делая свои первые шаги на пути освоения школьной программы, дети, зачастую, испытывают затруднения, связанные не столько с невозможностью понять или запомнить необходимую информацию, сколько с «организационными», режимными аспектами жизни ученика. Сталкиваясь с новыми правилами поведения школы, даже очень смышленые и эрудированные дети могут демонстрировать невысокие результаты в процессе обучения, всего лишь потому, что они физически не могут сидеть на одном месте положенные 45 минут, и, тем более, удерживать максимальную концентрацию внимания на протяжении этого периода времени. Подобные «промахи» на старте могут негативно повлиять на всю последующую учебную деятельность. Помимо "пробелов" в знаниях, ребенок получает целый комплекс эмоциональных и поведенческих проблем, таких как низкая самооценка, отрицательное отношение к обучению и к школе в целом, невротические реакции, в некоторых случаях, приводящие к соматическим расстройствам, проявляющимся в виде бессоницы, головных болей, обострения хронических заболеваний и пр. Однако, многих проблем можно избежать, если правильно и последовательно готовить будущего первоклассника к новым условиям, обязанностям и социальным ролям, которые ему скоро придется осваивать в школе.

Публикация «Консультация „Включение нейропсихологических методов диагностики и коррекции при подготовке детей к школе“» размещена в разделах

С момента поступления в школу, для ребенка увеличиваются интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, меняются социальные условия развития личности. Только комплексная подготовка к школе, включающая в себя работу, направленную на развитие познавательной деятельности и правильное формирование эмоциональной сферы, обеспечит успешную адаптацию ребенка к процессу обучения в общеобразовательной школе. Каждый воспитатель в процессе своей педагогической практики, наверняка, накопил внушительный набор различных методик и приемов, помогающих развивать двигательную сферу, мелкую моторику, память, речь и мышление ребенка. Но, как показывает практика, всего этого разнообразия игр, заданий и упражнений очень часто оказывается недостаточно, и жизнерадостный, уверенный в себе ребенок, который первым в группе выучил буквы и быстрее всех считал, на глазах у удивленных родителей и педагогов превращается в первом классе в тихого, замкнутого троечника, боящегося отвечать у доски и поднимать руку. На логичный вопрос "Почему так произошло?" можно найти ответ в рамках нейропсихологии. Именно нейропсихологический подход к подготовке к школе обеспечивает правильное и комплексное формирование задействованных в процессе обучения высших психических функций.

Нейропсихология обладает рядом простых, доступных методик, которые трансформируются в игровую форму и легко включаются в общий контекст работы по подготовке детей к школе в рамках общей программы обучения детей старшего дошкольного возраста.

Нейропсихологический подход приводит к пониманию того, что ключевыми предпосылками для успешного освоения ребенком школьной программы является не актуальный объем накопленной информации и навыков, а возможность приобретать новые знания и умения. Основной задачей педагогов и психологов становится не просто развитие отдельных психических функций (памяти, речи, мышления, а работа, направленная на правильное формирование отдельных факторов, обеспечивающих реализацию этих функций. К таким факторам относится общемозговая работоспособность. Снижение нейродинамических показателей приводит к трудностям удержания внимания, повышенной истощаемости, что в свою очередь не может не отражаться на осуществлении процессов памяти и мышления. Другим базовым фактором является контроль и программирование деятельности, позволяющие усваивать и соблюдать правила. Немаловажным фактором, участвующем в реализации большинства психических процессов является и межполушарное взаимодействие, обеспечивающее быструю и слаженную работу отдельных компонентов, из которых складываются функциональные системы, лежащие в основе каждой психической функции.

Существует ряд упражнений и заданий, которые можно назвать универсальными: они, с одной стороны, вполне подходят для использования в группе, и, с другой стороны, оказываются в равной степени полезными для всех малышей.

Первый комплекс таких упражнений направлен на повышение общемозговой работоспособности. Используются нехитрые физиологические методы, главную роль среди которых играют различные дыхательные техники. В качестве дыхательной гимнастики можно использовать отдельные комплексы упражнений из известных дыхательных методик (например, "Дыхательная гимнастика Стрельниковой") или специальные игры, задействующие дыхание. К таким играм относится "Кораблик" и "Дутибол". В игре "Кораблик" перед ребенком ставится задача дуть на бумажный кораблик, размещенный на столе, таким образом, что бы провести его по определенному маршруту, не натолкнувшись на условные "рифы", сделанные из любых доступных предметов (карандаши, ручки, игрушки) и так же размещенные на столе. Игра "Дутибол" заключается в том, что бы как можно сильнее дуть на мячик для пин-понга, размещенный по центру стола между двумя участниками, с целью забить гол в ворота противника (область ворот ограничивается при помощи кубиков). Однако, следует помнить, что в отношении гипервентиляции некоторые малыши могут иметь медицинские противопоказания, поэтому перед применением данных методов необходимо обязательно осведомиться у родителей по поводу возможных ограничений. Другой эффективный способ повышения работоспособности - это массаж. Очевидно, что массаж в его традиционной форме совершенно неприменим в работе педагога. Но существует простой способ быстро и весело повысить тонус - это массажный коврик для ног. Совсем не трудно постелить в помещении группы несколько массажных ковриков, стоя на которых, перед началом основных занятий малыши могут выполнять несложные физические упражнений (прыжки, приседания и т. п.).

Упражнения, направленные на формирование межполушарного взаимодействия могут быть предложены детям в форме увлекательной игры. Так, например, игра «Скалолазы», в которой дети встают к стене и представляют себя альпинистами, пробирающимися над пропастью по узкой дорожке вдоль скалы. Главная задача - аккуратно двигаться вдоль стены, соблюдая инструкции педагога (или, в контексте игры, проводника, которые заключаются в чередовании двигательных программ: сначала дети идут, одновременно перемещая правую руку и правую ногу и, затем, подтягивая левую руку и левую ногу, а потом, в соответствии с дальнейшими командами, одновременно перемещаются правая рука и левая нога, а левая рука и правая нога подтягиваются. На протяжении игры эти двигательные программы должны несколько раз сменять друг друга. Участники, вовремя не отреагировавшие на команду проводника или запутавшиеся в движениях считаются упавшими в пропасть. Еще более простой является игра "Носочки-ладошки", выполняющаяся сидя на стуле или на полу. Цель игры - поочередное выполнение перекрестных движений ладонями и мысками ног. Игровой контекст обеспечивается инструкцией: сначала ладошки и носочки «дружат», выполняя одинаковые движения, а потом "ссорятся" и начинают делать движения, разнонаправленные относительно друг друга.

Функции программирования и контроля деятельности относятся к одним из самых сложных и поздно формирующихся: период их активного развития длится вплоть до окончания подросткового возраста. Благодаря умению контролировать собственную деятельность человек может адекватно вести себя в обществе, анализировать собственные ошибки и находить новые пути решения. Несложные формы контроля становятся главной целью работы психологов и педагогов с детьми старшего дошкольного возраста. На начальных этапах работы, направленной на формирование самоконтроля, уместно использовать упражнения из телесноориентированных методик. Такие упражнения позволяют "почувствовать" собственное тело, осознать некоторые его возможности и постепенно научиться им управлять. Так, например, свою эффективность доказали упражнения, основанные на дыхании с помощью диафрагмы на счет. В процессе выполнения упражнения, ребенок начинает не просто осознавать, но и контролировать свой организм. Так же для начального этапа работы актуальны методы активной релаксации. Например,игра "Надувная кукла", когда ребенок, лежа на полу представляет себя надувной куклой, которую сначала "надувают" (в этот момент он должен максимально напрячь все мышцы, как бы увеличиваясь в объеме) и "сдувают" (при "сдувании" необходимо медленно расслабляться, достигая субъективного ощущения уменьшения объема и плотности собственного тела).Далее основной задачей становится развитие у ребенка умения четко следовать инструкциям, усваивать и удерживать двигательные программы, вовремя останавливать импульсивные реакции. В данном контексте применимы любые задания, аналогичные таким распространенным детским играм, как «Море волнуется раз.», «Четыре стихии», «Летел лебедь.» и т. д. Более сложным вариантом является игра «Сломанный робот», в которой ребенок должен сначала следовать инструкции, выполняя определенные движения, а затем «ломаться» и совершать движения, противоположные, заявленным в инструкции. Для последующих этапов работы подходят игры с более выраженным включением вербального компонента: «Съедобное-несъедобное», «Запретные слова» и т. п. В ходе таких игр ребенок должен выбирать из предлагаемого стимульного ряда значимые слова, реагировать на них определенным, заданным в инструкции, образом, и игнорировать лишние стимулы. Именно эти навыки в дальнейшем помогут ребенку делать меньше описок в школьных тетрадках, спокойно сидеть в классе и внимательно слушать учителя, усваивая необходимую информацию, не отвлекаясь на посторонние звуки и предметы.

Конечно, включение отдельных заданий в контекст общей программы занятий не сможет заменить полноценное коррекционное воздействие, но для большинства детей,подобные занятия станут хорошей базой для дальнейшего обучения.

Публикации по теме:

Использование физкультминуток на занятиях как один из методов совершенствования коррекции речевого развития детей На занятиях используем физкультминутки, которые позволяют совершенствовать речь детей. Физкульминутки включаются в занятия в зависимости.

Использование нетрадиционных методов коррекции высших психических функций на музыкальных занятиях в детском саду Сегодня здоровье детей (физическое, психическое, нравственное) – это самая актуальная проблема дошкольного образования в России. Статистика.

Комплексно-тематическое планирование к программе по подготовке детей к школе. Комплексно-тематическое планирование. Дата Развитие речи и письмо Математика Страницы рабочей тетради (пропись) Страницы рабочей тетради.

Конспект интегрированного занятия по подготовке детей к школе Конспект интегрированного занятия по подготовке детей к школе. Критевич Елены Викторовны, воспитателя высшей категории МДОУ ЦРР ДС №293.

Программа по подготовке детей к школе «Умка» Срок реализации 1 год Пояснительная записка Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются.

Роль дошкольных учреждений в подготовке детей к школеРоль дошкольных учреждений в подготовке детей к школе Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе, психолог,.

Сотрудничество ДОО с родителями при подготовке детей к обучению в школе. Часть I часть 2 часть 3 "Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребёнком. А ребёнок для родителей всегда является.

Сотрудничество ДОО с родителями при подготовке детей к обучению в школе. Часть II часть 1 Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе: Первое направление –.

Взаимодействие специалистов ДОУ при подготовке 6-летних детей к школе В данном выступлении хотелось бы обратить внимание на средства совершенствования отношений между всеми участниками воспитательно-образовательного.

Значение ручного труда в воспитании детей при подготовке к школе Исходя из известных положений физиологии, психологии и педагогики, припоминая наблюдения многих лет, опираясь на опыт хочется сказать, что,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Включение нейропсихологических методов диагностики и коррекции при подготовке детей к школе»
Опубликовано: 15 сентября 2015 в 11:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Включение нейропсихологических методов диагностики и коррекции при подготовке детей к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Кузнецова (УИ 293097) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД