Наталья Захарова
Роль дошкольных учреждений в подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе, психолог, заведующий ДОУ, учитель начальных классов, родители.
Цель проекта:
•Развитие интереса у дошкольников к учению как к новому виду деятельности; формирование осознанной глубокой мотивационной готовности ребят к школе; облегчение прохождения адаптационного периода будущих первоклассников, доказать, что детский сад вносит необходимые положительные коррективы в развитие личности и подготавливает ребёнка к школе;
Публикация «Роль дошкольных учреждений в подготовке детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
• Создать и совершенствовать предметно – развивающую среду в ДОУ;
Задачи проекта:
•развивать инициативность, любознательность, произвольность,
способность к творческому самовыражению, стимулировать
коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность
детей в различных видах деятельности;
• Воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;
• Показать родителям, что дети, посещавшие дошкольные учреждения в большинстве случаев оказываются лучше подготовленными к обучению в школе;
Ожидаемые результаты: К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».
Актуальность проекта:
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация, и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
В семье ребенок получает комплексную помощь при подготовке к школе. Родители для него являются и воспитателями и учителями одновременно. Для детей, которые не посещали детский сад, подготовка к школе в семье оказывается недостаточной и они, как правило, показывают значительно более низкий уровень готовности к школе.
На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный:
• организовать сотрудничество между детьми, психологом, педагогами и родителями в подготовке ребёнка к школе;
• разработать план мероприятий по формированию эмоциональной, личностно-волевой, интеллектуальной, физиологической, психологической и социальной готовности ребёнка к школе;
• воспитывать положительное отношение к сверстникам и учению;
• формировать логическое мышление;
• провести анализ диагностики готовности детей к школе; Психологическая готовность: интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная.
Физиологическая готовность: физическое развитие, состояние здоровья, моторика рук, координация движений.
Специальная готовность: чтение, счёт, учебные умения.
• предоставить формы воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий;
• отобразить использование инноваций в образовательном процессе ДОУ.
2 этап - основной, организационно-практический:
работа с детьми:
Беседа с детьми на тему: «Что вы знаете о школе?»
• Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы надо не только задавать вопросы для обсуждения, но и научить детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.
• Беседа проходит сразу со всей группой детей в виде диалога. Воспитанникам предоставляется возможность сначала ответить на вопросы самостоятельно, выслушать добавления других детей, уточнить свой ответ или исправить его, а затем обобщить.
• Самое главное, не запугивать ребенка школой!
Проведение изобразительной деятельности на тему: «Как я представляю себя в школе?»
• Цель этой работы является определение характера эмоционального отношения ребят к предстоящему учению, проецируемого в их рисунках.
• Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всесторонней подготовки детей к школе.
Анализ детских работ по рисованию психологом:
• Анализ детских работ психологом показал, что у 40% детей характер рисунков говорит о высокой учебной мотивации (дети рисуют класс, учителя с указкой, учеников или себя за партой, доску с заданиями) .
• У 16% ребят изображены ситуации не учебного характера: школьное здание, дети с портфелями, что говорит о положительном отношении к школе, но большей направленности на внешние школьные атрибуты.
• У 24% детей нарисованы игровые ситуации (спортивная площадка, школьный двор и т. п.) Это свойственно детям с положительным отношением к школе, но у них игровая мотивация преобладает над учебной.
• У 20% детей рисунки не соответствуют заданной теме, это может свидетельствовать о негативном отношении к школе или о мотивационной незрелости, что еще больше убедило нас в необходимости внедрения проекта.
Экскурсия в школу;
• Посещение школьной библиотеки;
• Посещение спортивного зала в школе;
• Посещение медицинского кабинета в школе;
• Посещение класса, беседа с учителем начальных классов.
работа с родителями:
• Проведение родительских собраний на темы «подготовка детей к школе»;
• Проведение консультаций;
• Беседы с родителями о индивидуальных особенностях детей;
• Информация в родительских уголках;
• Папки - передвижки с информацией для родителей.
Образовательная деятельность в детском саду
• Основная форма обучения в детском саду – это образовательная деятельность.
• Начало планомерного воспитания и обучения лежит в дошкольном возрасте.
•Выделяются следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная;
Психологическая готовность к школе
• Психологическая готовность к школе – целостное образование.
• Психологическое сопровождение детей по подготовке к школе способствует успешной адаптации дошкольников к систематическому обучению в школе.
3 этап – заключительный:
В результате планомерной систематической работы проведённой в дошкольном учреждении к концу года у детей подготовительной группы повысился уровень психологической готовности к школе, сформировалась учебная мотивация, появился познавательный интерес. Приобрели опыт преодоления трудностей, испытывая уверенность в себе и стремление к дальнейшей активной деятельности.
Перспективный план работы в подготовительной группе по подготовке детей к школе (период январь-май 2013г.)
январь Беседа с детьми «Что вы знаете о школе?» В ходе беседы воспитатель выявила уровень представлений детей о школе.
Игра «составь слово» занятие
«Путешествие с Почемучкой»
Оформить «Уголок школьника». Цель: создание условий для сюжетно-ролевой игры «Школа». Туда поместить учебники для первоклассников, ручки, линейки, карандаши, тетради, букварь для дошкольников, магнитную доску с буквами и цифрами, указку, школьные ранцы. Совместно с родителями обновить уголок книг.
февраль • Проведение родительского собрания с психологом на тему: «Скоро в школу»
• Пригласить родителей к сотрудничеству, предложив в качестве домашнего задания вместе с детьми изготовить различные работы о школе (рисунки, лепка, макеты, и т. д.). Предложить родителям найти свои школьные фотографии, пообщаться с детьми, рассказать детям о своей школьной жизни. Пообщаться с детьми о их мечтах, как они представляют себе школьную жизнь.
• Папка-передвижка для родителей «Подготовка к школе».
март Провести занятия по изобразительной деятельности - «Мои представления о школе», «Я и школа», «Моя будущая учительница». Проведение выставки детских работ о школе.
апрель Экскурсия в школу №5 г. Климовска подготовительной группы ДОУ №13.
Проведение психологом и воспитателем мониторинга – готовность детей к школе. Занятие «Мой портфель»
Проведение игры «Собери портфель»
май итоговое занятие - викторина «Приключения Незнайки по дороге в 1 класс»
Проведение праздника «До свиданье детский сад»
Работа с родителями – одно из важнейших направлений проекта.
• Проводилось собрание для родителей «Скоро в школу»;
• В уголке для родителей располагаю материал, памятки о подготовке детей к школе;
• Располагаю, в хорошо доступных местах, папки-передвижки, в которых содержится материал о подготовке детей к школе;
• Проводили конкурсы, викторины, мастер-классы для родителей по данной теме;
• Пригласили родителей к сотрудничеству, предложив в качестве домашнего задания вместе с детьми изготовить различные работы о школе (рисунки, лепка, макеты, и т. д.);
• Предложили родителям найти свои школьные фотографии, пообщаться с детьми, рассказать детям о своей школьной жизни. Пообщаться с детьми о их мечтах, как они представляют себе школьную жизнь.
В подготовительной группе имеются дидактические игры, такие, как: «Составь слово», «Правильные поступки», «Соедини слово со схемой», «Собери урожай», «Лабиринт», и т. д.
Реализация проекта
Созданная система взаимодействия участников проекта даст возможность подготовить дошкольников к школе по всем основным направлениям.
Психологическая готовность: интеллектуальная, волевая, коммуникативная.
Физиологическая готовность: физическое развитие, состояние здоровья, моторика рук, координация движений.
Специальная готовность: чтение, счёт, учебные умения.
Организован педагогический процесс, используются инновационные технологии, учитывается индивидуальность каждого ребёнка, с учётом психологических особенностей и склонностей, обеспечивая максимальную по возможности самореализацию личности.
Результативность проекта:
• Позитивные изменения физического развития служат показателями биологической зрелости ребенка, необходимой для начала школьного обучения.
• У детей сложились интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения.
• За годы дошкольного возраста дети приобрели ряд познавательных умений. У них возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое.
• Дети проявляют интерес к творчеству, у них развито воображение, выражено стремление к самостоятельности.
• Дети с удовольствием участвуют в коллективных делах, способны принять общую цель и условия, стараются действовать согласованно, выражают живой интерес к общему результату.
• В поведении и отношении к окружающему у детей проявляются черты общей гуманистической направленности. Они уже начинают осознавать свои возможности, достижения, учатся оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей.
• Проведена большая работа совместно с родителями по подготовке детей к школе.
Результаты мониторинга, проведённого в мае 2014г., способствуют высокоэффективности проекта. В мае 2013г. из нашего детского сада ушли в школу 29 детей. 4 ребёнка поступили в школу №4 г. Климовска, и 25 детей поступили в школу №5 г. Климовска. Все дети учатся на 4и5, без троек. Это говорит о положительном результате нашего проекта.