Татьяна Макарова
Взаимодействие специалистов ДОУ при подготовке 6-летних детей к школе
▼ Скачать +Заказ
Взаимодействие специалистов ДОУ при подготовке 6-летних детей к школе
В данном выступлении хотелось бы обратить внимание на средства совершенствования отношений между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, которые отражают не только взаимодействие детей и взрослых, но и социальную значимость развития, воспитания и образования. Взаимодействие педагогов и родителей призвано обеспечить гуманизацию и личностную ориентацию процесса образования, эмоционально положительный фон.
Публикация «Взаимодействие специалистов ДОУ при подготовке 6-летних детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Лето
- Подготовительная группа
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Старшая группа
- Темочки
Каждый специалист ДОУ решает свои программные задачи, а деятельность всех специалистов в единой образовательной среде должна преследовать общую цель – подготовку детей к обучению в школе и их социализацию.
Психологическая готовность к школьному обучению – это комплексная характеристика, состоящая из нескольких составляющих критериев (мотивационная, эмоционально-волевая, умственная и социально-психологическая готовность, а также здоровье и физическое развитие, поэтому предполагается участие специалистов разного профиля в их формировании и коррекции.
Использование специалистами ДОУ дополняющих друг друга программ, трудности согласования их содержания и норм учебной нагрузки на воспитанников предопределяют сложность организации взаимодействия между ними, без которого целостность образовательной системы может быть нарушена и помешает осуществлению комплексной работы.
Главная цель организации взаимодействия с целью формирования школьной готовности – использовать потенциал каждого специалиста, объединить усилия всех субъектов педагогического процесса, преодолеть разобщённость в их работе, т. е. организовать комплексный подход к подготовке детей к обучению в школе.
Модель комплексного подхода специалистов ДОУ
при подготовке 6 -летних детей к школе
Мотивационная готовность: желание идти в школу, представление о школе, соотношение желания и представления.
Участники взаимодействия : психолог, воспитатель, тифлопедагог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.
Эмоционально-волевая готовность: способность действовать по правилам, умение доводить дело до конца, отношение к трудностям, самостоятельность, темп работы, умение оценивать свою работу, отношение к оценке.
Участники взаимодействия : психолог, воспитатель, тифлопедагог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.
Умственная готовность: содержание общей осведомлённости, системность представлений, умение воспринимать задания, способы выполнения заданий, внутренний план действий, звукопроизношение, словарный запас, связная речь, умение осуществлять звуковой анализ, состояние чтения, математические представления, подготовка к письму.
Участники взаимодействия : психолог, тифлопедагог, логопед, воспитатель.
Социально-психологическая готовность: умение строить свои взаимоотношения со сверстниками, самочувствие ребёнка в семье, умение строить свои отношения с взрослыми, учителем.
Участники взаимодействия : психолог, воспитатель, родители.
Работа должна быть организована так, чтобы каждый член коллектива для решения стоящих перед ним задач мог использовать потенциальные возможности программного обеспечения других специалистов, усиливая тем самым воздействие на формируемые у него функции, навыки или процессы. Такой подход становится возможным, когда оценка состояния тех или иных умений ребёнка, выбор методов и объёма психолого-педагогических мероприятий осуществляется не отдельными специалистами, а командой. Только совместный анализ потенциала ребёнка позволяет выбрать оптимальный план мероприятий по развитию необходимых умений. На собрания специалистов, входящих в команду, обсуждаются результаты динамического изучения воспитанников, осуществляется оценка эффективности работы членов команды, корректировка планов, подведение итогов работы. Количество команд, число и специализация их участников зависит от конкретной задачи, требующей решения.
В целом эффективность работы ДОУ, а в особенности ДОУ компенсирующего вида, определяется степенью взаимопонимания и сотрудничества участников коррекционно-образовательного процесса. Деятельность команды специалистов основывается на соблюдении следующих положений:
• От каждого члена команды требуется навык совместной деятельности – умение играть различные роли, координирующую или исполнительскую.
• Диагностика умений осуществляется как в процессе индивидуального обследования ребёнка одним специалистом, так и путём совместного наблюдения за его деятельностью несколькими специалистами.
• Каждый специалист должен обладать знаниями в смежных областях и иметь представления о приёмах и методах воздействия, используемых другими специалистами.
• Все специалисты должны знать и общепедагогические, и коррекционные принципы работы и обеспечивать индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учётом рекомендаций координатора и других специалистов.
• Применяемые членами команды методы должны сочетаться и согласовываться между собой, соответствовать общей стратегии повышения эффективности комплексного психолого-педагогического воздействия.
• В ходе формирования у детей функций, навыков и процессов посильное участие должны принимать их родители. Это становится возможным только в случае понимания родителями важности такой работы, знания методов и приёмов её реализации. Исходя из этого, каждый специалист педагогического коллектива должен уметь организовать просветительскую работу с родителями.
Такая система работы специалистов даёт возможность использования потенциала каждого субъекта педагогической системы для усиления развивающего, образовательного, воспитательного и коррекционного эффекта работы дошкольного учреждения, а также видна необходимость работы специалистов разного профиля при подготовке детей к обучению в школе.