Елена Паневина
Программа по подготовке детей к школе «Умка»
▼ Скачать + Заказать документы
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
В старшем дошкольном возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети уже способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с наглядно-образным, появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания.
Публикация «Программа по подготовке детей к школе „Умка“» размещена в разделах
Происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой, включающей в себя практически все речевые обороты, активное развитие крупной и мелкой моторики руки. Движения ребенка становятся более точными и четкими, дети в этом возрасте способны самостоятельно и аккуратно работать с ножницами, иголкой, рука ребенка практически готова к обучению письму.
К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению. Он учится действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемыми не им самим, а данными ему извне.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы, используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы.
Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ.
Образовательная программа «Умка» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Цель программы : Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел: речевое развитие и подготовка к письму.
Второй раздел: развитие математических представлений и логики.
Основные задачи при реализации данной программы :
По первому разделу:
Речевое развитие и подготовка к письму :
• развитие образного и творческого мышления;
• развитие познавательных способностей детей;
• обогащение словаря детей;
• развитие всех видов речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать);
• писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;
• правильное обозначение звуков на письме;
• знакомство с контуром предмета и его особенностями;
• подготовка пишущей руки к письму с помощью обведенных по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно;
• моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации;
По второму разделу:
Развитие математических представлений и логики :
• развитие внимания, наблюдательности, логического мышления;
• дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
• целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов, понятий по заданному принципу;
• развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;
• научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;
• развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т. д.);
• развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
• развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
• уметь устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар;
• развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);
• оформить умение измерять и чертить отрезки, пользоваться линейкой;
• изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с использованием наглядности;
• раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,
• научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи;
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно, что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое.
Занятия проходят 2 раза в неделю.
Организация учебно-воспитательного процесса:
Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.
При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал: карточки с буквами, с цифрами; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; прописи.
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Умка» – открытое занятие для родителей.
В курсе реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. А также работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Дети обучаются сравнению предметов (фигур, групп по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др, по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Используются содержательно-логические задания на развитие:
- внимания – простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», найди общие элементы и др.
- воображения – деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезок по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.
- памяти - зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
- мышления – выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Игровые занятия для активации воображения, внимания, восприятия:
- анализ, классификация предметов;
- обобщение по заданному признаку
- сравнение и выделение главного
- простые умозаключения
- действия по предложенной схеме-алгоритму.
Игровые занятия для развития речевой деятельности:
- чтение слогов, слов, предложения, небольших текстов
- самостоятельное составление предложений
- ребенок учится «печатать» буквы, слоги и слова в тетради.
Игровые занятия для развития математических способностей:
- овладение счетными операциями
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени
- сравнение количества предметов
- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание)
- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание