Наталья Прудниченкова
Сотрудничество ДОО с родителями при подготовке детей к обучению в школе. Часть I
▼ Скачать + Заказать документы
"Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребёнком. А ребёнок для родителей всегда является частью их самих, причём наиболее незащищённой частью”.
А. И. Луньков.
Публикация «Сотрудничество ДОО с родителями при подготовке детей к обучению в школе, Часть I» размещена в разделах
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска путей пропаганды педагогических знаний, были разработаны эффективные формы педагогического просвещения. Однако в сложившейся социально-экономической ситуации этого не достаточно.
Е. П. Арноутова, О. Л. Зверева, В. П. Дуброва отмечают, что общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Т. В. Короткова подчеркивает важность общения в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке, что способствует сближению воспитателей, родителей и детей. М. Д. Маханева определяет основные принципы при работе с семьей: единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания; системность и последовательность работы; индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье; взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
Исследования убедительно показывают, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания ребенка, преодоление дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить эффективность подготовки детей к школе.
Актуальность интеграции образовательных задач ДОУ и семьи особенно обостряется в период подготовки детей к школе. Обозначим проблемы, негативно влияющие на качество образования и процесс развития личности детей старшего дошкольного возраста :
тестирование дошкольников по знаниевому компоненту при приеме в школу;
форсированная целевая специальная подготовка к школе;
отсутствие познавательной мотивации к учению;
психотравмирующий характер познавательного общения родителей с ребенком в семье;
протекание всех видов детской деятельности под жестким контролем взрослых;
отсутствие у ребенка самостоятельности, инициативности, умения планировать свою деятельность;
боязнь ошибок и отрицательных личностных оценок.
Возникающие проблемы приводят к следующим негативным факторам:
• к появлению у детей неврозов,
• угасанию самостоятельности и творческой активности,
• снижению умственной активности,
• искажению в развитии детей,
• к динамике ухудшения здоровья детей.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи при подготовке детей к школе означает создание единого образовательного пространства развития ребенка, которое поддерживает как детский сад, так и семья.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Организация общения педагога с родителями воспитанников в период подготовки ребёнка к школе остаётся донной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольной образовательной организации. Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-методической литературе из области педагогики. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в период подготовки ребёнка к школе, в выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почёрпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Отмечена сохраняющаяся у родителей потребность в получении конкретной адресной информации по вопросам подготовки ребёнка к школе, как известно именно педагоги дошкольного учреждения способны прийти на помощь родителям.
В последний год пребывания ребёнка в детском саду, когда интенсивно ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников педагог-воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются.
Воспитатель, работая с детьми на занятиях, должен учитывать своеобразие каждой семьи и давать родителям тактичные советы, педагогически просвещая их; привлекать их к участию в детсадовских мероприятиях; добиться взаимопонимания, единого направления педагогических воздействий, направленных на подготовку ребёнка к школе. Важна также связь со школой, ориентировка на ее программу и требования, которые она предъявляет к ученикам.
Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению. Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата — правильной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.
Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако, и в дошкольном учреждении формируется личность ребёнка. Лучше всего на практике сказывается на развитии ребёнка единство воздействий семьи и детского сада.
Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать способы вовлечения в работу большей части семей.
Можно выделить пять уровней участия родителей :
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни нашего села в целом.
При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Мы (воспитатели подготовительной группы) стараемся быть всегда готовыми оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, воспитатели нашей группы дают возможность для дальнейшего роста и совершенствования.
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагоги хорошо знают всех родителей своей группы и учитывают индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
Работа педагога с детьми ведё тся в следующих направлениях:
Размышление детей о школе с использованием различных ситуаций:
- путём погружения детей в литературные произведения;
- обыгрывания ситуаций с помощью сказочных и вымышленных персонажей;
- предоставления ребенку возможности самостоятельно мыслить, делать выводы, иметь собственное мнение, синтезировать полученные знания, развивать интеллектуально-творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения;
• Формирование представлений детей о школе.
• Развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться.
• Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
• Овладение детьми способами внеситуативно-личностного общения.
Повышение уровня готовности старших дошкольников и их родителей к начальному школьному обучению стало возможным при решении следующих задач:
- обогащение детско-родительских отношений опытом игрового партнёрства и совместной интеллектуально-творческой деятельности;
- формирование у детей представлений о школе;
- развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться;
- развитие положительной самооценки детей;
- повышение уровня коммуникативной компетентности детей;
- формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Основной целью работы с родителями в нашей группе является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке дошкольников к школе.
Выбранное нами направление не явилось для нас случайным, это результат анализа социокультурных условий нашего поселка, заказа родителей, школы и государства. Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ «Клеверок» является взаимодействие с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.