Галина Гайтанова
Значение ручного труда в воспитании детей при подготовке к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Исходя из известных положений физиологии, психологии и педагогики, припоминая наблюдения многих лет, опираясь на опыт хочется сказать, что, развитой мозг ребенка и неразвитая рука семилетнего человека - это вполне закономерное состояние, которое не должно подвергать в панику. Другой вопрос: в достаточной ли степени развита рука ребенка? Можно ли ее готовить к школе лучше и основательнее?
Рука человека - это комплекс мелких мышц. Письмо первоклассника - это продукция (плохая или хорошая) мелких мышц, руководимых мозгом. Мелкие мускулы человеческой руки, действительно, развиваются в упражнениях, о это не обязательно письмо.
Публикация «Значение ручного труда в воспитании детей при подготовке к школе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Интересно, к примеру, отметить одно примечательное явление. Девочки - первоклассницы, в своем подавляющем большинстве, письмом овладевают легче первоклассников - мальчиков, так как частота движений пальцев их рук несколько большая. А почему? Каждый согласится с тем, что рука девочки-дошкольницы чаще и систематичнее включается в домашние дела, тренируется основательно в "девичьих" играх (сколько манипуляций приходится произвести с куклой, одеванием и раздеванием этой игрушки, с пошивом одежды, ее починкой).
Поэтому развивать необходимо не только интеллект, но и руку - рабочий орган человеческого интеллекта.
Уже много лет мы пытаемся убедить друг друга и самих себя в том, что "развитие ребенка находится на кончиках его пальцев", однако смысл этого в общем-то верного утверждения, по-видимому, постоянно ускользает от нас. И мы обычно впадаем в одну из двух крайностей: сначала пытаемся "развить" ребенка через бесконечные (часто довольно утомительные и однообразные) практические упражнения для рук, отнимающие много времени и почему-то все-таки не дающие ожидаемого эффекта, а затем перестаем верить в это "развитие через кончики пальцев" и все внимание сосредотачиваем на умственной работе (решении математических задач, выполнении упражнений по русскому языку и т. п.). И очень много теряем.
Большое влияние занятия по ручному труду оказывают на умственное воспитание ребенка, способствуют развитию внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольность. Ручной труд предполагает новизну, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития ребенка.
Ручной труд способствует и воспитанию характера ребенка. Не так-то просто сделать игрушку. Ее изготовление требует определенных волевых усилий: ребенок, встречаясь с трудностями, пытается самостоятельно их разрешить; при этом у него формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Ручной труд дает реальную возможность научить детей оценивать собственную деятельность: они не только анализируют образец т планируют последовательность действий, но и контролируют себя по ходу работы, соотносят свой результат с образцом.
Изготовление поделок требует от ребенка определенных действий. Опыт свидетельствует : если вначале движения руки неточные и ребенок может повредить игрушку, то впоследствии, в результате систематического труда, движения становятся уверенными, точными, а пальцы гибкими. Это важно для подготовки руки к письму и учебной деятельности.
Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок у детей постепенно складывается система специальных навыков и умений.
Особая роль принадлежит игровой мотивации, которая позволяет избежать постановки задач в категоричной форме ("Дети, сегодня мы будем делать. ", побуждает к действию, вызывает желание прийти на помощь, выручить различных сказочных героев, сделать подарок близким или малышам.
Занятия по ручному труду и конструированию организуем циклами. На протяжении нескольких занятий знакомим детей с работой с одним видом материала. Чтобы добиться освоения детьми необходимых для этого навыков, следует помнить о взаимосвязи разных видов деятельности: рисования, аппликации, лепки, конструирования. Все это мы учитываем при планировании занятий по ручному труду с учетом задач коррекционно-развивающего обучения детей, включая в них упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
На первых занятиях с целью проверки умений и навыков, уже освоенных детьми, начинали с простых поделок из природного материала и бумаги, затем переходили к изготовлению игрушек-забав, объемных игрушек, изготовлению игрушек и поделок из различных материалов (нитей, соломы, бересты).
После знакомства материала, из которого будет выполнена поделка, мы знакомим детей с его свойствами : мягкий, легкий, плотный, твердый, хорошо впитывает воду, гладкий, шершавый, бархатистый, ворсистый, сохраняет тепло и т. д. Затем предлагаем детям вспомнить или предположить, что еще делают из этого материала, где применяют, как используют.
Практические навыки формировали постепенно. Большое внимание уделяли умению работать с трафаретом и аккуратному вырезанию по контуру.
Украшали игрушки дети по собственному замыслу и желанию, а значит, имели возможность применять навыки и умения, полученные на занятиях аппликацией, рисованием, конструированием.
Важное значение для каждого ребенка имеет оценка его работы. Зная, что дети болезненно переносят негативную оценку взрослого, мы лишь предлагаем ребенку поправить что-то в своей работе или даже переделать ее, в мягкой форме объяснив, что получилось не так.
Нет ничего хуже бесцельного сидения за столом в ожидании окончания занятия. Поэтому не стоит заставлять детей ждать, когда закончит работу вся группа, - выполнив задание, ребенок может навести порядок на своем рабочем месте, поиграть с продуктами своего труда.
Нам удалось вызвать у детей интерес к ручному труду, доставить им эмоциональное наслаждение и удовлетворение. Они с нетерпением ждали занятий, интересовались какую игрушку или поделку будут делать в следующий раз.