Ольга Шепелева
Использование нетрадиционных методов коррекции высших психических функций на музыкальных занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня здоровье детей (физическое, психическое, нравственное) – это самая актуальная проблема дошкольного образования в России.
Статистика Министерства здравоохранения показывает, что от 70 до 80% обследованных детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют нарушения психосоматического характера.
Для большинства этих детей характерно:
- быстрая утомляемость;
- нарушения сна (затрудненное засыпание, ночные страхи, отказ спать днем);
- склонность к аллергии;
Публикация «Использование нетрадиционных методов коррекции высших психических функций на музыкальных занятиях в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
- снижение защитных сил организма (ОРЗ, ОРВИ, желудочно-кишечные заболевания, заболевания дыхательной системы);
- повышенная чувствительность к изменениям погоды;
- нарушения памяти, внимания, мышления, речи;
- неуверенность в своих силах,
- вспыльчивость, обидчивость, тревожность.
Неустойчивым поведением дети подают нам сигнал о том, что они плохо себя чувствуют, устали или нуждаются в нашем внимании.
Чтобы повысить энергетический запас детского организма и направить его на развитие необходима специальная организация воспитательно – образовательного процесса. В этом большую помощь может оказать искусство.
Терапия искусством доступна для воспитателей, учителей, музыкальных педагогов и родителей. Здесь не требуется специальных медицинских знаний, ведь терапия искусством в педагогике используется не в буквальном смысле «лечения», а в смысле «социального врачевания».
О влиянии искусства на жизнь и здоровье людей было известно давно. Еще на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем и философы, врачи, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела.
Среди различных видов искусства самым сильным средством воздействия на человека является Музыка. По мнению Пифагора, «музыка много дает для здоровья, если пользоваться ею надлежащим образом».
О чудесных исцелениях музыкой есть множество свидетельств в античных источниках. Например, Платон предлагал лечить головную боль, лекарством, состоящим из трав и обязательно под пение магического характера. Он считал, что без пения и музыкального сопровождения лекарство теряет лечебную силу.
Певец Орфей своим пением смягчал души не только людей, но даже диких зверей и птиц. А в «Одиссеи» Гомера рану главного героя лечили музыкой и пением, после чего она перестала кровоточить. Гомер указывает также, что пением и игрой на лире Ахилл усмирял свою ярость и гнев.
Дальнейшее развитие цивилизации, а также результаты научных исследований подтвердили факт положительного влияния музыки на различные системы организма человека:
- сердечно-сосудистую;
- дыхательную;
- двигательную;
- ЦНС.
Играем ли мы, поем или танцуем, слушаем ли музыку – мы заставляем тело работать. При пении работает диафрагма, легкие, трахея, связки, язык, губы, зубы. Задействован пищеварительный тракт, усиливается кровообращение всего организма. При игре на музыкальных инструментах развивается моторика мышц рук. В движении и танцах все мышцы тела получают нагрузку. Заставляя работать тот или иной орган, музыка включает и активизирует ответственную за него зону мозга.
Важными были сделаны выводы о том, что положительные эмоции от общения с музыкальным искусством оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональную сферу человека, мобилизует его резервные силы. Эти выводы легли в основу научного обоснования использования музыкального искусства в профилактической и коррекционной работе.
Такая работа в нашем районе началась три года назад. Мы изучили огромное количество специальной литературы, выбрали актуальные программы и методики, прошли курсы повышения квалификации.
В музыкальные, логопедические, физкультурные занятия мы включили следующие виды деятельности:
- декламация (проза, речевые игры и упражнения);
- мелодекламация;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- пантомима;
- игра на музыкальных инструментах;
- коммуникативные игры и танцы;
- театрализованая деятельность;
- ритмика;
- логоритмика;
- пение;
- активное слушание музыки;
Очень нравятся детям речевые игры и упражнения. Они включают в себя:
- звукоподражания (кап-кап, топ-топ, бах-бах, гав- гав);
- тарабарские рифмы (эни-бэни-раба);
-детский фольклор (считалки, потешки, дразнилки, прибаутки, скороговорки).
Широко используются на занятиях игры звуками :
- звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы);
- игры на музыкальных инструментах; - - артикуляционные и голосовые игры (свист, выдохи, шипение, кряхтение, возгласы, цокание);
- фонематические игры (тарабарские рифмы, звукоподражания).
Реализация вышеперечисленных видов деятельности в работе с дошкольниками решает задачи коррекционной помощи и специальные задачи музыкального воспитания.
Специальные задачи музыкального воспитания :
- формирование интереса и любви к музыкальному искусству;
- формирование образа и схемы тела, умения ощущать свое тело и управлять им;
- развитие координации общей и тонкой моторики рук и ног;
- развитие артикуляционной и мимической подвижности, речевого слуха и речевой моторики;
- развитие речевого и певческого дыхания, дикции, речевого и певческого голоса;
- развитие слухового внимания, чувства ритма, темпа, музыкального слуха;
- развитие первоначальных навыков музицирования.
Задачи коррекционной помощи :
- создание атмосферы принятия, доверия, взаимопонимания и активного взаимодействия между педагогом и детьми;
- снижение эмоционально-психического напряжения;
- обеспечение возможности эмоционального и двигательного самовыражения детей;
- развитие лучшего понимания себя и других;
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие психических процессов : внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
В своей работе мы используем современные методики и программы следующих авторов: О. В. Кацер, Т. А. Боровик, Т. Э. Тютюнниковой, И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, О. В. Каратаевой, А. И. Бурениной, Н. А. Щербаковой.
Шепелева О. Я.
Музыкальный руководитель МБДОУ №11 «Машенька»