Получи документы

Использование нетрадиционных методов коррекции высших психических функций на музыкальных занятиях в детском саду

Ольга Шепелева
Использование нетрадиционных методов коррекции высших психических функций на музыкальных занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня здоровье детей (физическое, психическое, нравственное) – это самая актуальная проблема дошкольного образования в России.

Статистика Министерства здравоохранения показывает, что от 70 до 80% обследованных детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют нарушения психосоматического характера.

Для большинства этих детей характерно:

- быстрая утомляемость;

- нарушения сна (затрудненное засыпание, ночные страхи, отказ спать днем);

- склонность к аллергии;

Публикация «Использование нетрадиционных методов коррекции высших психических функций на музыкальных занятиях в детском саду» размещена в разделах

- снижение защитных сил организма (ОРЗ, ОРВИ, желудочно-кишечные заболевания, заболевания дыхательной системы);

- повышенная чувствительность к изменениям погоды;

- нарушения памяти, внимания, мышления, речи;

- неуверенность в своих силах,

- вспыльчивость, обидчивость, тревожность.

Неустойчивым поведением дети подают нам сигнал о том, что они плохо себя чувствуют, устали или нуждаются в нашем внимании.

Чтобы повысить энергетический запас детского организма и направить его на развитие необходима специальная организация воспитательно – образовательного процесса. В этом большую помощь может оказать искусство.

Терапия искусством доступна для воспитателей, учителей, музыкальных педагогов и родителей. Здесь не требуется специальных медицинских знаний, ведь терапия искусством в педагогике используется не в буквальном смысле «лечения», а в смысле «социального врачевания».

О влиянии искусства на жизнь и здоровье людей было известно давно. Еще на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем и философы, врачи, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела.

Среди различных видов искусства самым сильным средством воздействия на человека является Музыка. По мнению Пифагора, «музыка много дает для здоровья, если пользоваться ею надлежащим образом».

О чудесных исцелениях музыкой есть множество свидетельств в античных источниках. Например, Платон предлагал лечить головную боль, лекарством, состоящим из трав и обязательно под пение магического характера. Он считал, что без пения и музыкального сопровождения лекарство теряет лечебную силу.

Певец Орфей своим пением смягчал души не только людей, но даже диких зверей и птиц. А в «Одиссеи» Гомера рану главного героя лечили музыкой и пением, после чего она перестала кровоточить. Гомер указывает также, что пением и игрой на лире Ахилл усмирял свою ярость и гнев.

Дальнейшее развитие цивилизации, а также результаты научных исследований подтвердили факт положительного влияния музыки на различные системы организма человека:

- сердечно-сосудистую;

- дыхательную;

- двигательную;

- ЦНС.

Играем ли мы, поем или танцуем, слушаем ли музыку – мы заставляем тело работать. При пении работает диафрагма, легкие, трахея, связки, язык, губы, зубы. Задействован пищеварительный тракт, усиливается кровообращение всего организма. При игре на музыкальных инструментах развивается моторика мышц рук. В движении и танцах все мышцы тела получают нагрузку. Заставляя работать тот или иной орган, музыка включает и активизирует ответственную за него зону мозга.

Важными были сделаны выводы о том, что положительные эмоции от общения с музыкальным искусством оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональную сферу человека, мобилизует его резервные силы. Эти выводы легли в основу научного обоснования использования музыкального искусства в профилактической и коррекционной работе.

Такая работа в нашем районе началась три года назад. Мы изучили огромное количество специальной литературы, выбрали актуальные программы и методики, прошли курсы повышения квалификации.

В музыкальные, логопедические, физкультурные занятия мы включили следующие виды деятельности:

- декламация (проза, речевые игры и упражнения);

- мелодекламация;

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- пантомима;

- игра на музыкальных инструментах;

- коммуникативные игры и танцы;

- театрализованая деятельность;

- ритмика;

- логоритмика;

- пение;

- активное слушание музыки;

Очень нравятся детям речевые игры и упражнения. Они включают в себя:

- звукоподражания (кап-кап, топ-топ, бах-бах, гав- гав);

- тарабарские рифмы (эни-бэни-раба);

-детский фольклор (считалки, потешки, дразнилки, прибаутки, скороговорки).

Широко используются на занятиях игры звуками :

- звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы);

- игры на музыкальных инструментах; - - артикуляционные и голосовые игры (свист, выдохи, шипение, кряхтение, возгласы, цокание);

- фонематические игры (тарабарские рифмы, звукоподражания).

Реализация вышеперечисленных видов деятельности в работе с дошкольниками решает задачи коррекционной помощи и специальные задачи музыкального воспитания.

Специальные задачи музыкального воспитания :

- формирование интереса и любви к музыкальному искусству;

- формирование образа и схемы тела, умения ощущать свое тело и управлять им;

- развитие координации общей и тонкой моторики рук и ног;

- развитие артикуляционной и мимической подвижности, речевого слуха и речевой моторики;

- развитие речевого и певческого дыхания, дикции, речевого и певческого голоса;

- развитие слухового внимания, чувства ритма, темпа, музыкального слуха;

- развитие первоначальных навыков музицирования.

Задачи коррекционной помощи :

- создание атмосферы принятия, доверия, взаимопонимания и активного взаимодействия между педагогом и детьми;

- снижение эмоционально-психического напряжения;

- обеспечение возможности эмоционального и двигательного самовыражения детей;

- развитие лучшего понимания себя и других;

- формирование коммуникативных навыков;

- развитие психических процессов : внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

В своей работе мы используем современные методики и программы следующих авторов: О. В. Кацер, Т. А. Боровик, Т. Э. Тютюнниковой, И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, О. В. Каратаевой, А. И. Бурениной, Н. А. Щербаковой.

Шепелева О. Я.

Музыкальный руководитель МБДОУ №11 «Машенька»

Публикации по теме:

Работа с бумагой как один из методов развития мелкой моторики в процесс коррекции высших психических функций «Если наблюдать за дошкольником можно увидеть,что играет он с каким-нибудь предметом. Это означает,что с помощью рук ребенок обрабатывает,.

Работа с бумагой как один из методов развития мелкой моторики в процесс коррекции высших психических функций. Если наблюдать за дошкольником можно увидеть,что играет он с каким-нибудь предметом. В процессе действий с предметами у детей с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных методов коррекции высших психических функций на музыкальных занятиях в детском саду
Опубликовано: 17 мая 2015 в 22:06
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных методов коррекции высших психических функций на музыкальных занятиях в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шепелева (УИ 64864) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД