Наталья Прудниченкова
Сотрудничество ДОО с родителями при подготовке детей к обучению в школе. Часть II
▼ Скачать + Заказать документы
Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе :
Первое направление – повышение педагогической компетентности
родителей через специальные лекции, семинары, семинары-практикумы, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.
Публикация «Сотрудничество ДОО с родителями при подготовке детей к обучению в школе, Часть II» размещена в разделах
Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.
Основные принципы организации работы с семьей:
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• отсутствие формализма в организации работы с семьей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• мониторинг общих и частных проблем в воспитании, образовании и развитии ребенка.
Формы взаимодействия, которые мы используем с родителями в детском саду, подразделяются на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.
Нетрадиционные формы общения с родителями :
• социальные срезы;
• индивидуальные блокноты;
• почтовый ящик;
• семинары-практикумы;
• консультации;
• мини-собрания;
• педагогические брифинги;
• устные педагогические журналы;
• педагогические библиотеки;
• исследовательско-проектные, ролевые, деловые игры;
• совместные досуги;
• праздники;
• выставки работ родительских идей;
• дни открытых дверей;
• выпуск газет, журналов для родителей;
• открытые просмотры занятий.
В работе по подготовке к школе детей к школе также используются :
Анкетирование, тестирование, мониторинг
тестирование детей «Моя семья»;
тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?»;
анкетирование родителей «Как помочь учиться?»;
по эффективному взаимодействию с детским садом при подготовке к школе;
выявление педагогической культуры родителей;
выявление особенностей воспитания детей в семье «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»
определение типа детско-родительских отношений;
игровое общение с ребенком.
Беседы, консультации, рекомендации
- внеплановые индивидуальные беседы;
- рекомендации по изучению педагогической литературы;
- рекомендации по использованию методических пособий;
- консультации медсестры;
- консультации музыкального руководителя.
Беседы, консультации, рекомендации по подготовке к школе.
1. «Адаптация к школе»;
2. «На пороге школы»;
3. «Скоро в школу»;
4. «Нежелание идти в школу»;
5. «Балуем ребенка?»
6. «Дисциплина – это обучение правильному поведению»;
7. «Как развивать самостоятельность ребенка»;
8. «Ребенок, играя, познает мир»;
9. «Детская любовь»;
10. «Как помочь школьнику найти друзей»;
11. «Как научить ребенка общаться»;
12. «Как научить ребенка защищаться»;
13. «Ребенок-кривляка»;
14. «Упрямство, строптивость, своеволие»;
15. «Трудные дети»;
16. «Скоро в школу (мотив обучения)»;
18. «Школьная зрелость ребенка».
Организационные мероприятия:
- день открытых дверей;
- дискуссия «Защита прав и достоинств ребенка-дошкольника»;
- родительские собрания по проблемам воспитания детей;
- тренинги.
Организационные мероприятия по подготовке к школе.
Педсовет-практикум «Старший дошкольник – будущий первоклассник» с участием родителей;
тренинг для родителей «Умеем ли мы общаться?»;
тренинг для родителей «Развитие общительности;
как помочь родителям подготовить ребенка к обучению в школе, используя игры и игрушки;
собрание с элементами тренинга "Родители, позаботьтесь о себе!»;
заседание родителей в форме игры «Счастливый случай»;
беседа на родительском собрании «Не хочу делать уроки!»;
собрание «Посеять в детских душах доброту».
Выставки:
выставки творчества детей и взрослых («Осенние подарки», «Елочные украшения своими руками», «Экология в поделках»);
выставка игрушек для игр дома;
выставка детской литературы для семейного чтения;
выставка педагогической литературы для семейного чтения.
Наглядность:
рекламно-информационный стенд;
результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
подарки и приглашения к праздникам;
газета для родителей «Будущий школьник»».
Организация праздников и развлечений:
• подготовка детей;
• изготовление костюмов и атрибутов;
• исполнение ведущих ролей;
• организация дней рождения детей;
• участие в спортивных развлечениях;
• фотографирование детей, видеосъемка.
Помощь группе:
оформление развивающей среды;
изготовление пособий и атрибутов для занятий;
ремонт мебели и оборудования;
ремонт групповой комнаты;
организация экскурсий;
спонсорская помощь.
Мною было разработано нетрадиционное занятие, которое можно успешно проводить в группах старшего дошкольного возраста вместе с родителями детей. Считаю, что такая форма работы с родителями оказывает большое положительное влияние на правильную подготовку дошколят и их семей к школьному обучению. (см. Приложение №1).
Основной этап можно представить в виде таблицы
Дни недели Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями и учителями начальных классов
Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов
Понедельник
Выставка иллюстрированных книг школьной тематики и чтение произведения Л. Н. Толстого «Филиппок».
Беседа «Будьте добры» (вежливые слова в жизни будущего школьника) Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения
Рассматривание иллюстрированных книг.
Просмотр мультфильма «Козлёнок, который умел считать до 10» Цель: формировать представления детей о важности умения считать.
Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.
Вторник Беседа с детьми «Чем школа отличается от детского сада? Что мы знаем о школе?» Цель: создание положительных установок на школу. «Будь готов!» (акцент на организацию режимных моментов, сборы на прогулку, подготовка к игре, совместная деятельность ит. д.). Просмотр мультфильма «Остров ошибок». Цель: формировать у детей желание и понимание необходимости учиться в школе.
Совместное с детьми домашнее чтение книг о школе.
Среда Игра - соревнование «Скоро в школу» (игры, эстафеты и т. д.) Загадывание за-гадок, чтение пословиц о школе.
Цель: учить детей отражать свои впечатления в речи и изобрази-тельной деятельности.
Издание книжки «Загадки из портфеля». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Оформление папки-передвижки для родителей : «Какие стороны готовности к школе особенно важны»
Четверг Интегрированное занятие (музыкально-художественная деятельность и рисование) «Школьный день».
Оформление выставки детских рисунков.
Экскурсия на основе личных знаний: «Что тебе понравилось в школе»
Цель: отразить свои впечатления в рисунке, способность к выработке желания учиться в школе. Рассматривание школьных принадлежностей
Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.
Игра «Собери портфель» Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.
Игра «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы). Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи. Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Цель: воспитывать желание принять позицию школьника-ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.
Просмотр мультфильма «Наш друг Пишичитай». Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе. Подготовка консультации для родителей «Подготовка детей к школе».
«Советы для родителей, дети которых готовятся к школе»
Пятница Рассматривание картины «Школа» Цель: расширять представления детей о школе. «Мы будущие школьники» Цель: формировать установки на ответственное выполнение правил поведения школьников. Дидактические и настольно-печатные игры школьной тематики : «Слоговые домики»; «Числовые домики»; «Логический поезд»; «Лёгкий счёт» и т. д. Встреча с учениками – выпускника-ми детского сада. (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала ит. д.).
Совместное мероприятие для детей подготовительной группы и учеников 1 класса. КВН «Волшебная страна» Цель: совершенствовать умение играть в командные игры.