Кичигина Оксана
Условия использования сказки для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
1. Эмоциональный настрой детей для начала чтения сказки, дети должны находиться в хорошем настроении, в таком состоянии они максимально настроены на восприятие.
2. Для развития воссоздающего воображения очень важна визуализация образов. Для этих целей можно применять красочные иллюстрации, отображающие либо последовательность событий, либо самый яркий момент повествования. Это позволит детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; будет способствовать развитию творческого воображения и абстрактно-логического мышления.
Публикация «Условия использования сказки для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
3. Для обогащения словаря, активизации речи, подключения всех органов чувств важны элементы драматизации: перевоплощение в сказочных героев с помощью костюмов и грима, рисование, лепка героев и используемых ими атрибутов. В ходе драматизации ребенок перевоплощается в героя сказки, использует мимику, жесты героя, говорит, используя образные выражения, эти приемы способствуют развития репродуктивного, активного и творческого воображения.
4. Читая сказку, важно помнить и об отношении к ней самого педагога. Он должен быть активным участником действия. Это должно выражаться в его мимике, жестах, интонации голоса. Читать сказки нужно с хорошей дикцией: во время чтения четко выговаривать все звуки. Педагог должен помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием - в таком случае его эмоции, настроение и удовольствие передадутся маленьким слушателям, которые с интересом включатся в предлагаемую деятельность по развитию воображения на основе сказки – игры, беседы, придумывание новых сказок по имеющемуся сюжету и т. д.
5. Включение в работу «сюрпризного момента» поможет быстро активизировать внимание детей с нарушениями речи на прослушивание сказки, повысит концентрацию внимания, заинтересованность ребенка в содержании деятельности.
6. Важно учитывать психологические особенности детей с нарушениями речи. У таких детей кратковременная память, трудности зрительного восприятия, дети отстают в развитии наглядно образного мышления, внимание, как правило, не устойчивое. Поэтому, для них нужно создать максимально благоприятные условия для восприятия материала. Необходимо перед прочтением сказки повторить названия героев сказки, использовать понятные для их возраста и уровня развития иллюстрации. Дети быстро утомляются, поэтому следует использовать в ходе работы с ними динамические паузы, смену видов деятельности, физкультурные минутки.
7. Перед прочтением новой сказки целесообразно провести словарную работу (объяснить смысл ранее неизвестных или непонятных слов и выражений, знакомить с пословицами и поговорками, народными приметами, природными явлениями и др.). Это позволит детям точнее понять смысл событий, услышанных при прочтении сказки, и исключит искажение отдельных моментов. Параллельно с этим происходит обогащение словарного запаса, тренировка речевого аппарата, отработка звукопроизношения. Параллельно происходит развитие творческого и воссоздающего воображения.