Екатерина Семенова
Конспект урока русского языка «Как определить гласные звуки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок русского языка
Тема урока : «Как определить гласные звуки?»
Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.
Задачи:
1. Углубление знаний о гласных звуках. Совершенствование навыков правописания слов с изученными орфограммами.
Публикация «Конспект урока русского языка „Как определить гласные звуки?“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Способствовать развитию самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
3. Воспитывать культуру общения.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; формирование умения поиска нужной информации.
Регулятивные: целеполагание, планирование и оценивание полученных результатов с поставленной задачей; умение оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Личностные: формирование позитивной самооценки, развитие творческого воображения.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Создание эмоционального настроя.
Звучит песня «Когда мои друзья со мной» (2 первых куплета) - Какое настроение возникло у вас после прослушанного? - О чем говорится в этой песне? Друг всегда придет на помощь. - Тогда давайте улыбнемся друг другу, и если у кого- то на уроке возникнут трудности, то мы всегда можем их решить вместе.
2. Откройте тетради, отступите 2 линеечки вниз на 3-й линейке посередине запишу число, сегодня 22 ноября, на следующей линейке под числом посередине пишем с большой буквы Классная работа.
II. Актуализация знаний
Минутка чистописания
- Букву для минутки чистописания определите самостоятельно. Для этого назовите буквы, которые изображены на слайде (ё ю я и е). - Среди них есть буква, которая всегда обозначает один звук. Какая это буква? -Давайте напишем строчную и заглавную букву И и до конца строки. - Выбери самые красивые буквы и подчеркни. - Молодец!
Словарно- орфографическая работа.
– Отгадай загадки, напиши отгадки, поставь ударение, выдели «опасное место».
Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. (осень)
Висит на ветке колобок, Блестит его румяный бок (яблоко)
В сентябре встречает нас
Светлый и просторный. (класс)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (язык)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит (осина)
Я уроки посещаю И всегда веду дневник. Сам себя я называю Школьник или. (ученик)
Самопроверка по эталону Словарь: осень, яблоко, класс, язык, осина, ученик. Какое из слов лишнее? Почему? («Класс» - начинается с согласного, остальные слова с гласных.) -Разделите слова на слоги. () -Какие слова нельзя переносить? Почему? (осень, класс, язык) - Какие ещё правила переноса вы знаете?
III. Самоопределение к деятельности
Учитель читает стихотворение
Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать.
- О чем это стихотворение? (О гласных звуках) -Какие признаки гласных звуков называет автор? (Тянуться, кричать, петь) - Какой признак вы могли бы добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград) - Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах). - Откройте учебник на с. 89. Прочитайте тему урока. - На какие вопросы нам предстоит ответить? - Какую задачу мы поставим перед собой? (Учиться отличать гласные звуки от согласных и обозначать их на письме.)
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте Правило с. 89 и скажите, что можно добавить к тому, что мы уже знаем о гласных звуках. (Гласный звук состоит только из голоса. Гласный образует слог.)
Упр. 134 (с. 89). — Почему гласный звук можно назвать голосовым. (Слово образовано от слова глас, что значит голос.)
Физкультминутка
- Если слово начинается с гласного – хлопаем, если с согласного – топаем. Остров, солнце, пальма, обезьяна, кокосы, орехи, удав, жара, эскимо.
Упр. 136 (с. 90). — Что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках.) — Что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я.) — Сколько гласных звуков в русском языке? Какие(6) — Сколько гласных букв? (10)
— Запишите пословицу. Красна птица пером, а человек умом. — Как вы её понимаете? — Подчеркните гласные буквы. (12, проверка по эталону) Взаимопроверка (по эталону) Упр. 137 (с. 90). — Посмотрите на рисунок и скажите: о каких буквах мы будем говорить в этом упражнении? (Е, Ю, Ё, Я.) — Назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв. — Запишите эти слова. (Учитель записывает слова на доске, учащиеся объясняют орфограммы: юбка — пишем букву Б, проверяем словом (нет) юбок; ежик — ЖИ пиши с И; яблоко — словарное слово, запоминаем букву О; енот — словарное слово, запоминаем букву Е.)
— Что вы знаете про буквы Е, Ё, Ю, Я? (Обозначают два звука) — Давайте вспомним, когда эти буквы обозначают два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласного, после разделительного Ъ или Ь знака).
Групповая работа - Посчитай количество букв и звуков. Заполни табличку. Проверка по эталону.
Слово
Буквы
Звуки
школа
заяц
перья
осень
яма
V. Итог урока
— Какую цель ставили? Гласный звук состоит только из. При произнесении гласного звука воздух проходит через рот ___, без преград. Гласный звук образует. В русском языке шесть гласных звуков :[а], [ ], [ ], [ ], [ ], [ ]; десять букв, обозначающих гласные звуки : а, ___
VI. Рефлексия.
Я узнал…. Мне понравилось… Мне было интересно… Мне было трудно… Я научился….
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание.
Упр 139. Правило с. 91