Антинг Валентина Германовна
Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока русского языка
Учитель: Антинг Валентины Германовны
Дата проведения: 19. 11. 2014 г.
Класс : 3 Г
Тема. Приставка про- и пра-, по- и па-.
Тип урока : Изучение нового материала
Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся различать приставки про- и пра-, по- и па-, научатся правильно выбирать букву гласного с опорой на значение приставок.
Планируемые метапредметные результаты:
Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Приставки про-| пра-, по-| па-“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Р. - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
П. - ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
К. - оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Планируемые личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь
Оборудование: учебник русского языка, презентация
Ход урока.
Структурные компоненты урока, отводимое время Деятельность учителя и формулировка заданий Деятельность обучающихся, направленная на формирование УУД Планируемые способы и критерии оценивания
Организационный момент
(1-2 мин.) -Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Валентина Германовна. Садитесь. Приветствуют учителя
Чистописание
(3-5 мин.) -Ребята, откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
-Начнем наш урок с чистописания.
-На слайде вы видите буквосочетания (По, до, за…Про, над, от, запишите их в тетрадь до конца строки, соблюдая закономерность.
-Как вы поняли задание?
-Подчеркните самое красивое написание буквосочетания. Выполняют инструкцию учителя: записывают буквосочетания
Самооценка, критерий - аккуратность
Формулирование проблемы урока
(2-3 мин.) -Ребята, предположите, чем могут являться эти буквосочетания? (приставками)
-Что мы знаем о приставках? Что такое приставка?
-Для чего служит приставка? (для образования новых слов с новым значением)
-Назовите приставки, которые пишутся только с гласной «а».
-Назовите приставки, которые пишутся только с гласной «о».
-Ребята, прочитайте слова на слайде:
Проводник, прабабушка, паводок, поплясал,
-Объясни лексическое значение слов.
-Кто такой проводник?
Проводник – многозначное слово
1. провожатый, указывающий путь;
2. железнодорожный служащий, сопровождающий вагон;
3. специалист, работающий со служебной собакой;
-Объясните значение слова «прабабушка»
Прабабушка – мама дедушки или бабушки.
-Что такое паводок?
Паводок-поднятие уровня воды в реках, водоёмах из-за быстрого таяния снега, от ливней.
-В какой части слова пропущена буква?
-Кто заметил противоречие в выделенных приставках (В слове проводник приставка про-, а в слове прабабушка приставка пра-, в слове поплясал приставка по-, а в слове паводок приставка па-.)
-Знаете вы, когда нужно писать про- и пра-, когда по- и па-?
-Тогда, чему будем учиться сегодня на уроке? (учиться понимать, когда писать в приставках а- и о-)
-Сформулируйте тему урока. Правописание приставок про- и пра-, по- и па-.
-Какую цель поставите перед собой. (Научиться различать, когда писать приставки по – и про-, а когда писать приставки пра- и па- .) Выполняют инструкцию учителя: вспоминают пройденное, находят противоречие в выделенных приставках
Определяют чему будут учиться
Формулируют тему и цель урока
Словесное оценивание
Изучение нового материала
(10-12 мин.) -Ребята, откройте учебник на странице 126, упр. 154, прочитайте задание. Что нужно сделать?
-Спишите слова.
-Найдите слова пробежка и прабабушка.
-В каких группах слов они встречаются? (Пробежка во 2-й группе с приставками про-, прабабушка в 3-й группе с приставками пра-.)
-Почему слова с приставкой про- находятся в двух столбиках? (Под ударением и без ударения.)
-Какое общее значение есть во всех словах в 3-й группе, с приставкой пра-? (Названия родственных отношений со значением «старый, древний».)
-Кто такой прадед?
-Кто такие правнук и правнучка?
-Кто такие прародители?
Сделайте вывод: как отличить приставку пра- от приставки про-?
Вывод: приставка пра- пишется в словах, указывающих на степень родства, имеет значение «старый, древний». В остальных случаях – приставка про-.
-Упр. 155, прочитайте задание. Что необходимо сделать?
-Спишите слова. Кто желает поработать у доски? Остальные в тетради.
– В каких словах встречается приставка па-?
– Какое она имеет значение? (См. в сносках – неродной.)
– В чём ещё особенность этой приставки (сравни с приставкой пра-?
Подсказка: в каком положении находится гласный в приставке? (Гласный под ударением.)
– Какая приставка чаще встречается в словах?
Сделайте вывод: как отличить приставку па- от приставки по-?
Вывод: приставка па- редко встречается в словах, она всегда ударная.
-Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте слова. (пасынок, паводок)
-Кто желает у доски разобрать слова по составу? Остальные в тетради. Выполняют инструкцию учителя: работают с упражнением в учебнике, находят слова
Отвечают на вопросы
Находят общее значение в словах в 3-й группы
Формулируют вывод о том, как отличить приставку пра- от приставки про-
Выполняют инструкцию учителя: списывают слова, определяют какое значение имеет приставка па-
Формулируют вывод о том, как отличить приставку па- от приставки по-
Словесное оценивание
Физкультминутка
(1 мин.) Тематическая. установка на здоровый образ жизни
Закрепление пройденного материала
(2-3 мин.) -Выполним упр. 157, прочитайте его. Что нужно сделать?
-Кто желает прочитать текст?
-Как вы думаете, кто такой проситель? Слайд. (проситель – устаревшее слово, означает «человек, который обращается с просьбой, прошением куда-либо или к кому-либо»)
-А как вы думаете, попрошайка, это тоже проситель? А кто такой попрошайка? (попрошайка – употребляется в современной разговорной речи, означает «тот, кто назойливо выпрашивает, надоедает просьбами»).
-Найдите в тексте однокоренные слова. Запишем их. Просьба, прошение, проситель, попрошайка. В старину, устарели
-Выделите в них корень и приставку.
-Какое явление мы наблюдаем в корне?
-Найдите слова с приставкой по. Сколько в тексте таких слов?попрошайка.
-Запишите его и выделите приставку.
Диктант (взаимопроверка)
Заехал, прародина, побег, проход,
Подведение итогов
(2-3 мин.) -Какая была тема урока?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какие возникли затруднения на уроке?
Оценивают достижение поставленной цели на урок