Ольга Филатова
Конспект урока по развитию речи для детей с нарушением интеллекта «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление рассказа по картине «Зимние забавы».
Цель: Развитие связной речи у детей.
Задачи
Образовательные:
Учить детей составлять рассказ по картине; формировать грамматический строй речи; активизировать словарь детей по теме; учить отвечать на вопросы полными ответами.
Коррекционно - развивающие :
Публикация «Конспект урока по развитию речи для детей с нарушением интеллекта „Составление рассказа по картине „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Развивать зрительное восприятие в процессе работы с наглядностью: Развивать мышление, внимание, связную диалогическую речь.
Воспитательные:
Воспитывать заинтересованность к окружающему миру; прилежание к учебной деятельности.
Словарная работа: «Забава»
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о зиме. Наблюдения в природе. Беседы по темам: «Зима», «Зимние развлечения детей»
Инд. работа с Ваней К- стимулировать развитие собственной речи.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Демонстрационный материал: картина «Зимние забавы», игрушка «Снеговик», сюжетные и предметные картинки.
Раздаточный материал: рисунки со снеговиками, цветные карандаши, карточки со словами
Ход урока:
1. Организационный момент.
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам,
«Доброе утро!»- улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Вспомним правила поведения на уроке :
Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс. Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно,
И веди себя достойно.
На уроках не болтай, Как говорящий попугай. Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Артикуляционная гимнастика: («Чистим зубы», «качели», «часы», «лягушка», «улыбка», «гармошка»)
Рапорт дежурного с использованием календаря.
Все вместе проговорим чистоговорку:
ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ – за окном морозы.
ЗИ -ЗИ -ЗИ – саночки вези.
ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза.
ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ –озябнешь на морозе.
ИСКО-ИСКО-ИСКО - зимой солнце низко.
АСКА-АСКА-АСКА – вокруг из снега сказка.
2. Повторение.
Ребята, какое сейчас время года? Сколько зимних месяцев в году? Какие, назовите. (вывешиваю карточки) Сейчас какой месяц идет? Послушаем стихотворение о феврале.
Стихотворение о феврале: Я – февраль, я младший сын,
Я метелей господин.
Всех вас ветром застужу,
В снежном вихре закружу,
Лица снегом залеплю,
И в сугробах утоплю,
Снег насыплю без разбору
И в карманы, и за ворот!
Не боится детвора!
Не уходит со двора!
Бабу снежную катает,
И вовсю в снежки играет!
Образование относительных прилагательных.
Я хочу послушать, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой? Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – снежная. Мороз – морозная. Ветер – ветреная. Холод – холодная. Пасмурно- пасмурная.
Загадки.
Зима – морозная пора, но очень много игр, забав она приносит людям. Я сейчас загадаю вам загадки, о предметах, которые нужны для зимних забав, а вы их будете отгадывать. Нам встретилось слово – «забава». Словарная работа, вывешиваю новое слово и объясняю его значение. Слово забава обозначает – развлечение или игра.
_Подходите к столу и выбирайте загадки. (Дети подходят к столу учителя по одному и выбирают загадки, которые написаны на листочках. Кто умеет читать - тот читает, а кто не умеет, тому помогает педагог. Отгадки- картинки лежат на столе, ребенок берет отгадки и показывает их детям, вывешиваем на магнитную доску)
Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку - узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
Круглый маленький комочек я из снега соберу,
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу. (Снежки)
Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
Употребление существительных в родительном падеже.
Игра «Что забыл нарисовать художник?»
(показываю снеговика)
«Я, ребята, Снеговик, к снегу, холоду привык.
Вы меня слепили ловко, вместо носа тут морковка.
И ведро на голове, и метла в моей руке.
Я пришёл к вам в класс, чтоб порадовать вас».
Посмотрите ребята, у меня есть рисунки, это братья снеговики, но что-то на этих рисунках не хватает. Давайте дорисуем снеговиков и расскажем об этом. (Каждый ребенок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку) «У моего снеговика нет (ведра, носа, метлы, рта, глаз, рук). Я дорисую. (ведро, нос, метлу, глаза).
А сейчас подготовим пальцы к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
(Снеговик хвалит детей за рисунки, а дети вывешивают работы на доску)
Физкультминутка.
Наконец пришла зима,
Стали белыми дома,
Снег на улице идёт,
Дворник улицу метёт,
Мы катаемся на санках,
Пишем на катке круги,
Ловко бегаем на лыжах,
И играем все в снежки.
3 Основная часть.
- Дети очень любят зиму, так как именно зимой они могут играть в разные игры, т. е. забавляться. Это и катание на санках, лыжах, коньках. Это и снежки и снежная баба, это снежные крепости, это и любование зимней волшебной природой. Много забав есть у детей зимой. И сегодня тема нашего урока : «Составление рассказа по картине «Зимние забавы». Давайте посмотрим на эту картину и расскажем, что на ней нарисовано. (Вывешиваю картину «Зимние забавы»)
Рассматривание сюжетной картины «Зимние забавы» и беседа по вопросам.
-Какое время года изображено на картине? -По каким признакам вы определили что это зима? -Кто изображен на картине? -Как одеты дети? -Что делают дети? -Какие лица у детей? (веселые, радостные, улыбчивые) -Значит какое настроение у детей? (хорошее, веселое) -Как называется то место, где можно кататься на коньках? (каток) -В какие игры можно играть зимой на улице? (в снежки, в хоккей)
Составление рассказа по картине «Зимние забавы».
-Сейчас послушайте меня. Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Деревья, дома, дороги укрыты снежным одеялом. Обрадовались дети. Они надели теплые куртки, шапки, варежки и побежали на улицу. Ребята лепили снеговика. Мальчики играли в снежки. Дети катались на лыжах, санках и коньках. У ребят хорошее, веселое настроение. Весело зимой!
-Начнем составлять рассказ по картине о зимних забавах детей. Говорить будете по очереди : один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Рассказ будете составлять по плану. Вначале надо сказать о том, какое время года изображено на картине. По каким признакам вы определили, что на картине изображена зима. Затем рассказ о детях : как они одеты, что они делают и какое у них настроение. (Дети составляют рассказ)
- Молодцы, ребята, хороший рассказ составили! Все эти игры, забавы помогают быть всегда здоровыми и болеть очень редко. А что в нашем детском доме делается для укрепления здоровья? (Утренняя гимнастика, водные процедуры, игры на свежем воздухе, катание с горки на санках)
4 Закрепление.
А сейчас придумайте каждый свой рассказ по картине. (Спрашиваю 2-3 детей, они рассказывают каждый свой рассказ).
5 Итог.
Вот подходит к концу наш урок. Чем мы занимались сегодня на уроке? С каким новым словом мы познакомились, что оно означает? Вы все сегодня хорошо поработали. Оценки.