Федулова Светлана Владимировна
Конспект организованно-образовательной деятельности «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованно - образовательной деятельности
«Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» (подготовительная группа)
Цель: обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы».
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект организованно-образовательной деятельности „Составление рассказа по сюжетной картине „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты
- Зимние забавы. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- обучать детей составлять рассказ по картине «Зимние забавы», при описании событий указывать место и время действия;
- обучать детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.
- знать, что в рассказе есть три части (начало, середина и конец)
Развивающие задачи:
- развивать монологическую форму речи; внимание, наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников.
- Развитие умений и навыков связной речи.
- корректировать направление длительного выдоха посредством игры «Оживляем снежинки»;
- активизировать речь детей, обогащать словарный запас;
- закреплять и расширять знания о зимних забавах.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам
- воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.
Интеграция: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Методические приемы: беседа-диалог, составление рассказа, физкультминутки.
Оборудование: Мультимедийное оборудование для демонстрации картины «Зимние забавы», ноутбук, экран, доска, магниты, фланелеграф, снежки из ватных дисков 20 шт., снежинки на нитке, схема рассказа.
Формы и методы: наглядные – рассматривание картин «Зимние забавы»; словестные – отгадывание загадки о зиме, игра «Построй горку из зимних слов»; практические – составление сюжетного рассказа по картине «Зимние забавы».
Предварительная работа:
- беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову.
- Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях.
-Чтение художественной литературы.
-Наблюдения на прогулке за зимней природой, играми детей.
Литература:
1. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. -М., 2013.
2. БардышеваТ. Ю., Моносова Е. Н.. Комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 5-6 лет». Картинно-графические планы рассказов. -М. ,2014.
Нищева н. В. Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. С-П. 2007.
Содержание ООД:
Доброе утро!
Ребята, давайте поприветствуем друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
1 часть
Воспитатель: Ребята, я очень хочу, чтобы вы разгадали мою загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках покатила.
- Кто же мне скажет, о чем эта загадка? (о зиме)
Правильно, сегодня мы поговорим о красивом времени года, о зимних забавах, но в начале нашего занятия проведем артикуляционную разминку (2-3 раза)
Ма-ма-ма – на дворе зима,
Ма-ма-ма – холодная зима,
Мы-мы-мы – не боимся мы зимы,
Ме-ме-ме – рады мы зиме.
- Молодцы! Ребята, кто из вас любит зиму? Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков)
Да, ребята, зима – чудесное время года. Мы любим зиму за то, что вокруг много чистого снега, за то что можно кататься на лыжах и съезжать с горы. За то, что можно наслаждаться красотой зимних пейзажей и, конечно, устраивать зимние забавы.
Когда я была маленькой, я тоже, как и вы, любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы делали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов.
2 часть
Хотите попробовать построить горку из слов?
Тогда садимся за столы. (Дети проходят на свои места)
Наши глаза внимательно смотрят,
Наши уши внимательно слушают,
Наши ноги нам не мешают,
Наши руки нам помогают.
Я предлагаю вам построить горку из слов.
Вы будете придумывать, называть слова, а я ставить комочек – слово и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится. (Прикрепляю снежки из ватных дисков на доску).
Воспитатель: Начинаем:
ЗИМА какая? (Снежная,Суровая, Морозная, Веселая, Красивая, Нарядная, Холодная, Вьюжная)
СНЕГ какой (Пушистый, Белый, Легкий, Мягкий, Холодный, Колючий, Липкий, Искристый, Рассыпчатый, Хрустящий, Серебристый, Мокрый)
НАСТРОЕНИЕ какое? (Веселое, Радостное, Праздничное, Новогоднее, Грустное, Шаловливое, Хорошее, Прекрасное, Плохое)
Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась. Хоть, бери санки и катись!
Игра «Оживим снежинки»
Пока мы с вами придумывали слова, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
(дети берут снежинку на ниточке).
- Давайте, заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
(Воспитатель следит, чтобы во время выполнения упражнения, дети не поднимали плечи. (упражнение повторить 3-5 раз.)
Физкультминутка
(проводится пальчиковая игра «Снеговик»)
Тра-та-та, Тра-та-та! (дети хлопают)
Рада снегу детвора! (большие пальцы вверх)
Тра-та-та, Тра-та-та!
Лепим мы снеговика! (дети «лепят снежки»)
Ком на ком поставим (соединяем руки перед собой в
круг, поднимаем вверх)
Глазки подведем (большие и указательные пальцы
соединяем, приставляем к глазам)
Нос – морковку вставим (приставляем к носу кулачок)
Шапочку найдем (кладут ладонь на голову)
Вот такой снеговичок, (ставят руки на пояс, поворачивают
Снежный белый толстячок. корпус вправо, влево)
А сейчас, ребята, мы немного поиграем, выходите на ковер.
Я кидаю мяч и говорю предложение, а вы должны закончить его.
Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом)
Осенью бывает листопад, а зимой (снегопад) Летом бывает дождь, а зимой (снег). Весной снег тает, а зимой (идет). Летом катаются на велосипеде, а зимой на (санках). Весной все просыпается, а зимой все (спит). Летом жарко, а зимой (холодно). Летом растут растения, а зимой (сугробы). Весной насекомые вылезают, а зимой (прячутся). Весной медведь просыпается, а зимой (спит). Летом день длинный, а зимой (короткий). Летом ветер теплый, а зимой (холодный) Летом заяц серый, а зимой (белый).
Воспитатель: Молодцы! Садимся на места.
Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму и зимние развлечения. И сегодня я хочу вас познакомить с одной интересной картиной, которая называется «Зимние забавы».
Демонстрирую картину.
-Какое время года изображено на картине? (зима)
-Обратите внимание на природу, какой день, погода? (хорошая, морозная)
-Кого мы видим на картине? (детей)
-Как одеты дети? (в зимние шапки, шубы, валенки)
-Куда пришли дети? (ребята пришли на горку.)
-Что делают дети? (катаются с горки)
-Какое у детей настроение? (хорошее)
-Как вы думаете, а почему они смеются? (им весело, радостно)
-А что произошло с детьми, которые уже скатились с горки? (на половине пути перевернулись прямо в снег).
-Не обидно ли мальчикам, что над ними смеются? (Нет. Им весело, они смеются и машут друзьям)
-Что изображено на заднем плане, вдалеке? (мальчишки катаются на коньках).
-Как бы вы назвали картину? (ответы детей)
Д/и «Закончи предложение».
Однажды, зимним днем, когда стояла хорошая морозная погода (ребята пришли на горку.)
Дети оделись тепло: (в зимние шапки, шубы, валенки).
Морозный воздух и игры разрумянили (ребятам щеки).
На горке собралось много ребят. Все хотели скатиться, но (на пути произошло веселое происшествие).
Два товарища решили лихо скатиться на санках с горы, (но на половине пути перевернулись прямо в снег). Им весело, они смеются и машут друзьям.
А вдалеке, на катке (мальчишки катаются на коньках).
У всех собравшихся ребят веселые лица у них (хорошее, радостное настроение).
Они любят зиму за (чудесные забавы).
Воспитатель. Сейчас вы будем самостоятельно составлять рассказ по этой картине. А помогут вам составить рассказ вот такая схема. (выставить на доску схему рассказа)
Для того чтобы рассказ получился интересным, не забудьте:
В начале, рассказать о том, какой был день…
В середине, зачем пришли дети на горку, и что там происходило…
В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили…
- Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Какое время года, часть суток, что происходит на горке, около горки. Придумайте, как можно интересно закончить свой рассказ.
Кто хочет рассказ начать…продолжить…закончить.
Кто расскажет весь рассказ. (Заслушиваются 2-3 рассказа).
Молодцы, Ребята! Сегодня мы хорошо с вами позанимались!
3 часть
«Дети, у вас на столе лежат снежинки. Если вам было интересно заниматься, возьмите весёлую снежинку, а если нет - то поднимите грустную снежинку.
А скажите мне, что сегодня мы с вами делали, что вам понравилось?
Ответы детей!
Вы сегодня постарались, составили интересные рассказы. Мне кажется, что эти рассказы будет интересно послушать дома вашим мамам и папам, для этого сейчас мы немного отдохнём, потом вы нарисуете самостоятельно схему нашей картины и по ней расскажите родителям рассказ.