Рина Хабибуллина
Урок музыки во втором классе «Незнайка на балете «Щелкунчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
- воспитывать у детей устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера
- формировать исполнительские навыки учащихся
- дать понятие о балетном спектакле
- развивать творческую активность
- понятие определения «вокализ».
Публикация «Урок музыки во втором классе „Незнайка на балете „Щелкунчик“» размещена в разделах
- Балет, балерины
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Музыкальное оборудование : баян, синтезатор, магнитофон, иллюстрации к балету «Щелкунчик», портрет композитора, карточка с р. н. п. «Как у наших у ворот».
Ход урока:
1. Организация учащихся на урок, закрепление пройденного материала.
2. Анализ характера текста.
3. Слушание музыки.
4. Изучение нового материала.
5. Слушание музыки.
Вход под музыкальное сопровождение.
«Здравствуйте ребята» (птичка по лесенке).
«Здравствуйте».
Пение по нотам.
«Как у наших у ворот» (текст песни).
Ребята, народная музыка для многих композиторов являлась основной, опираясь на которую они создавали уже свои произведения (Портрет композитора).
Очень любил народные песни Пётр Ильич Чайковский, он их собирал, записывал, чтобы люди могли их исполнять. Есть целый сборник русских народных песен под редакцией П. И. Чайковского.
Анализ характера текста.
- В какой еще песне встречается припев «люли»? («Во поле береза стояла»).
Такой припев является характерной особенностью русских народных песен.
Слушание музыки.
Марш из балета «Щелкунчик».
Детям предлагается встать и показать движение под музыку марша. Обратить внимание на то, что все движения очень легкие. Музыке марша свойственны воинственность и задор, он состоит из нескольких маленьких частей. В первой - веселая перекличка двух тем. Звонкие фанфары духовых инструментов неоднократно чередуются с легкой ритмически острой темой струнных. В средней, очень короткой части, музыка становится более оживленной и подвижной, даже суетливой. Будто расшалившиеся ребятишки устроили веселую кутерьму. И вновь возвращаются знакомые мелодии марша.
…Среди гостей – великий выдумщик и искусник, мастер кукол. И в этот раз он подарил детям много замечательных игрушек.
Но, Мари больше всего пришелся по душе маленький деревянный человечек. Правда, он был очень некрасив – с огромной головой и туловищем на тонких ножках. Но, зато, у него было приветливое лицо и добрые глаза. А как ловко он умел щелкать орешки своими острыми зубами! Потому и звали его – Щелкунчик.
Дети начали щелкать им орехи, и через некоторое время Щелкунчик сломался. Маша очень расстроена, она уходит из зала, вскоре и праздник заканчивается…
Слушание музыки
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
- Что вы представляете, слушая эту музыку?
-Что необычного вы услышали в этой музыке?
(детские голоса)
То есть, в музыку балета включается песня. Но и песня необычная, она без слов.
Пение без слов называется – вокализ.
…Поздно ночью, когда весь дом уснул, Мари тихонько пробралась в зал. Ей захотелось еще разок повидать своего любимца (можно рассказывать на фоне музыки). Вдруг часы хрипло пробили двенадцать раз. И тут отовсюду послышались визг, писк, шипенье… Мари с ужасом увидела, что из всех щелей вылезают мыши. Мышиная рать во главе с Мышиным королем двинулась прямо к шкафу с игрушками. А там уже храбрый Щелкунчик готовил к бою свое игрушечное войско. Началась битва. Но силы были не равны, неприятельское войско окружило со всех сторон Щелкунчика и его верных солдатиков. Маша схватила тяжелый подсвечник и швырнула его прямо в голову Мышиного короля. И сразу все мыши изчезли. А Щелкунчик, уродливый, деревянный, превратился в прекрасного Принца…
Звучит музыкальная мини – пауза. Под музыкальное сопровождение дети делают разминку.
«Танец утят» (исполнение песни)
И так, что же было дальше?
…Принц повел спасительницу в Королевство сластей. Там текли Апельсиновые ручьи и Лимонадные реки, сверкали леденцовые луга. Там жил веселый и забавный сказочный народец. В честь Мари и Принца был устроен шумный праздник: танцевали куклы, цветы, сласти, фея, драже…
Слушание музыки :
Шоколад (испанский танец)
Звонкий голос трубы выводит горделивую, стремительную мелодию, ему аккомпанирует ритмичный сухой треск. Это щелкают кастаньеты, испанские национальные инструменты, обычно сопровождающие народные танцы. Композитор ввел их в оркестр, чтобы придать танцу - испанский колорит.
Кофе (арабский танец)
В арабском танце Чайковский использовал подлинный восточный напев. Задумчивую плавную мелодию, с яркими восточными украшениями, нежно поют скрипки (рисунок скрипки, им подпевает гнусавый голос английского рожка, тихо позвякивает бубен, звучат голоса альтов и виолончелей. Подобный аккомпонимент тонко подражает звучанию народных инструментов Востока.
Чай (китайский танец)
Танец «Чай» представляет собой яркую сцену. Смешные китайские куклы – болванчики, прыгают, вертятся, как заводные, забавно качают своими головками.
В этом танце очень интересно, по-особому звучат инструменты оркестра: мелодию пронзительно высвистывают флейты – малютки (по – итальянски флейты – пикколо, в самом своем высоком регистре, а сопровождение поручено фаготам, которые усердно трудятся «ворчат» в низком регистре.
Танец феи Драже
Музыка этого танца создает образ нежной, хрупкой феи сказочного царства.
Чайковский впервые использовал здесь звучание челесты. Челеста похожа на маленькое пианино, только молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинам, оттого и звук у нее очень высокий, хрупкий, стеклянный.
Нежный перезвон челесты и короткие возгласы бас – кларнета придают музыке особое волшебство и таинственность.
На балу в честь Мари и Принца танцуют также другие куклы: русские матрешки, пастухи и пастушки.
Танец пастушков
Грациозные пастушки танцуют, подпрыгивая себе на камышовых дудочках.
В оркестре пастушеские свирели изображающие три солирующие флейты. Им композитор поручил светлую, красивую мелодию пасторального характера, а легкий воздушный фон создают струнные играющие пиццикато (прием игры на струнах не смычком, а пальцем, щипком). Такое изящное звучание мелодии в оркестре напоминает старинную французскую музыку XVIII века.
…Только закончили свой танец пастушки, а в пляс уже пустились веселые клоуны (рисунки клоунов)
И вдруг зал засверкал радужными красками. Это цветы – розы, гвоздики окружили Мари и Принца, даря им свое благоухание и красоту.
Под звуки волшебного вальса цветы начали свой живописный танец.
Вальс цветов
«Вальс цветов» - один из самых популярных музыкальных номеров балета «Щелкунчик». После первых тактов, которые исполняют деревянно – духовые инструменты вступает струнный инструмент – арфа. Ее звуки похожи на плавные переливы волн. Вальс покоряет удивительным мелодическим богатством. Главную тему вальса проникновенно исполняет хор четырёх валторн.
. Ну вот занялась заря… Солнечные лучи заглянули в окошко. Осветили нарядную елку, молчаливых кукол в шкафу за стеклом и разбудили маленькую девочку, крепко спавшую в кресле. Мари (это была, конечно, она) в изумлении оглядела знакомую комнату. Увидела смешного деревянного человечка у себя на коленях. Девочке показалось, что Щелкунчик лукаво подмигивает ей. Но неужели это был только сон!
3. Итог урока :
- На каком спектакле мы побывали сегодня?
- Какие новые герои появились на уроке?
- Можно ли их нарисовать?
- Какой танец можно нарисовать? (Марш – дети возле елки «Вальс снежных хлопьев» и другие танцы балета).
200 лет назад создал Петр Ильич Чайковский сказку – балет «Щелкунчик». Но до сих пор она продолжает радовать и детей и взрослых.
4. Домашнее задание: нарисуйте иллюстрации к балету «Щелкунчик».