Наталья Турутина
Конспект урока математики (Тркм) в первом классе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока, выполненного в технологии критического мышления
Сопроводительная информация:
1. Математика. УМК «Школа России»
2. 1 класс
3. «Число и цифра 0»
4. Урок изучения нового материала.
Тема: ЧИСЛО И ЦИФРА 0
Цель: познакомить с числом и цифрой 0, его ролью.
Задачи:
Публикация «Конспект урока математики (Тркм) в первом классе» размещена в разделах
- Математика, 1 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1) формировать представление о числе 0, умение записывать, изображать на числовом отрезке, выполнять математические операции с 0 (вычитание, сложение, сравнение);
2) развивать вычислительные навыки в пределах 10, мыслительные операции, математическую речь, интерес к изучаемому предмету; закреплять состав изученных чисел;
3) способствовать формированию познавательных, творческих способностей и коммуникативных навыков.
Оборудование: АРМ, презентация, сигнальные карточки (зелёный/красный, цветочки для поощрений, карточки для самостоятельной работы.
Примечания:
Урок составлен в ТРКМ. Состоит из трех основных частей: вызов, осмысление, рефлексия. Использованы следующие приемы ТРКМ : кластер, синквейн.
I. Оргмомент.
Итак, друзья! Внимание! Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.
II. Актуализация знаний.
- Есть такая особая страна! Сегодня мы отправимся в путешествие по ней. Но что это за страна? Послушайте стихи и догадайтесь:
Мы сегодня приглашаем
Заглянуть в страну чудес,
Где измерим все на свете,
От земли и до небес.
Где столь нового откроем!
И сокрытого найдем.
Неизвестное раскроем,
Непонятное поймем.
- В какую чудесную страну мы отправимся?
- Да, сегодня я приглашаю вас в путешествие по стране "Математика". Вы хотите там побывать? (Ответы детей). Эта страна состоит из небольших островов, на каждом острове мы будем выполнять задания. Я знаю, что вы все любите математику, и это путешествие будет для вас очень интересным и, конечно, мы узнаем что-то новое, неизведанное! Но на чем мы отправимся в путь?
Загадка:
Ходит город-великан,
На работу в океан. (Корабль)
- Итак, мы плывём на корабле. Посмотрите, земля! Приглашаю к берегу. Спустить якорь.
Добро пожаловать на мой остров «Остров воспоминаний».
1) -Нас встречает волшебник острова (слайд). Ответьте на его вопросы: (дети отвечают, на экране появляются цифры)
1. Сколько солнышек на небе? (1)
2. Сколько глаз у совы? (2)
3. Сколько огней у светофора? (3)
4. Сколько времен года? (4)
5. Сколько пальцев у перчатки? (5)
6. Сколько лапок у насекомых? (6)
7. Сколько цветов у радуги? (7)
8. Какого числа отмечают международный женский день? (8)
9. Эта цифра непростая: не то головастик, не то запятая (9)
- Что это? (натуральный ряд чисел)
- Какие задания можно с ними придумать? (ответы детей). Молодцы! Вот этим и займёмся…
Индивидуальная работа (на индивидуальных досках работают 2 ученика) :
1+3= 2+3=
4-2= 2+2=
3+2= 5-4=
2) Фронтальная работа (Работа с кассой цифр).
- Покажите число, следующее за числом 6? Предыдущее числу 7? Между числами 6 и 8?
- Какое число больше на 1, чем 7?
- Увеличьте 5 на 1.
- Уменьшите 10 на 1.
- Какие задания вы можете предложить с данными выражениями? (прочитать, посчитать, сравнить)
3+5 7-1
- Прочитайте по – разному.
- Сравните. Можно ли не считая поставить знак? Почему?
- Как удобнее посчитать выражение: 3+5? Почему? (удобнее 5+3, т. к. к большему удобнее прибавить меньшее число).
Проверка индив. работы (учащиеся используют сигнальные карточки).
-Как вы считали эти примеры? (в опоре на знание состава чисел 4,5). За правильно выполненную работу ребята получают по цветочку с острова.
III. Стадия вызова.
1) Создание проблемной ситуации:
- А какой ещё знак можно поставить между этими выражениями? (+ -)
3+5 7-1
- Посчитайте: 3+5 – 7 – 1= (0)
2) Сообщение темы урока
- Определите тему урока.
- Мы сегодня действительно познакомимся с числом и цифрой 0. Волшебник острова приглашает нас посетить «Кафе открытий».
- Что бы вы хотели узнать о числе 0?
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА «НОЛЬ» : (дети высказываются, на экране открываются поочерёдно составные части кластера)
- как правильно называть
- как пишется цифра
- где находится на числовом отрезке
-свойства
- как сравнить
- роль в образовании чисел
-Посетим «Кафе открытий» и постараемся найти ответы на свои вопросы.
IV. Стадия осмысления.
1) Работа по учебнику - с. 70
- Посмотрите на рисунок. Составьте рассказ. Задайте вопрос. (На тарелке было 3 ягоды, пришли дети и съели ягоды. Сколько ягод осталось на тарелке).
-Как бы вы ответили на этот вопрос? (нисколько не осталось)
Аналогично по двум другим картинкам: 5-5= 3-1-1-1= (Работают в парах, затем озвучивают свои истории)
-Как это записать с помощью цифры?
2) Знакомство с цифрой.
- Вот он, посмотрите на него. Его называют "ноль" или "нуль" и обозначают им "ничто".
Цифра вроде буквы О - Это ноль иль ничего!
- Он обозначается цифрой 0. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. - На что похожа эта цифра? - Научимся её правильно писать!
-Посмотрите на экран, как «Волшебный карандаш» пишет цифру 0.
Объяснение. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала. – Приготовьтесь к письму. Покажите, как правильно сидеть при письме, как правильно держим ручку. - Пишем в воздухе вместе с «Волшебным карандашом». - Откройте пропись на с. 26 и обведите у себя цифру 0 (образец, теперь обведите ноль на строчке и продолжите сами. Найдите понравившуюся цифру и подчеркните её. - Теперь вернёмся к выражениям на доске и запишем результат – 0. - Итак, теперь мы умеем записывать цифру 0.
Физминутка.
- Волшебник острова приглашает нас на прогулку по острову. Но и тут нам нужны знания чисел,
ведь это страна математики. Сколько елочек зелёных, столько выполним наклонов (4). Сколько здесь у нас кружков, столько сделаем хлопков (7). Сколько палочек до точки, столько встанем на носочки (5). Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (3).
3) Место нуля в числовом ряду. - Продолжаем путешествие по стране математики. Ребята, мы что-то забыли в «Кафе открытий». Что мы ещё не узнали? (Обращение к кластеру).
-Посмотрите на с. 70 в учебнике. Что видите снизу? (числовой ряд) - Какое место в этом ряду занимает ноль? Почему? (перед числом 1, левее него, т. к. это самое маленькое число).
- Обращаю ваше внимание, что 0 не входит в натуральный ряд чисел! Он начинается с1!
- Мы определили, где стоит число 0 в ряду чисел.
4) Сравнение нуля. На слайде открывается запись: 0 < Что это? (неравенство)
- Как вы думаете, какие числа могут стоять в «окошечке»?
(дети практически проверяют и приходят к выводу, что 0 меньше любого натурального числа)
5) Свойства 0. - А теперь давайте исследуем свойства этого удивительного числа.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ - с. 72, № 1 - Объясните, что обозначают записи под рисунками.
3+0= 3 5+0=5
3-0=3 5-0=5
- Сделайте вывод.
- Если к числу прибавить (вычесть) ноль, то получим это же число: а + 0 = а
- Запишите в тетрадь.
Аналогично – № 3
0+2=2 0+6=
0+3=3 0+8=
- Сделайте вывод.
- Если к нулю прибавить любое число, то получим это же число: 0 + а = а
- Запишите в тетрадь.
- А как вы думаете, чему будет равно значение этого выражения? Почему?
2 - 2=
- Сделайте вывод.
- Если из числа вычесть то же самое число, то получится 0: а-а=0
- Запишите в тетрадь.
- С какими же удивительными свойствами числа 0 познакомились? (повторение хором)
6) Закрепление. Самостоятельная работа (по карточкам). - Продолжаем наше путешествие. Внимание, опасность, мы проплываем рифы! Чтобы наш корабль не сел на мель, нужны полученные знания и умение их применить. Применим наши выводы при решении числовых выражений!
- У каждого из вас лежит «путеводный лист» (карточка) определённого цвета. Постарайтесь правильно выполнить вычисления, чтобы спасти корабль.
ЗЕЛЁНАЯ КАРТОЧКА – сравнить выражения
2-2 2-0 8+0 0+6 9-0 10-1
ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА – заполнить пропуски
8 -0 + = 6
+ 0 =10 9 – 0 =
КРАСНАЯ КАРТОЧКА – придумать и записать 4 примера с числом 0.
-Проверьте себя (слайд). У кого всё правильно, нарисуйте солнышко.
- Какие примеры составили те, кто работал на красной карточке? (заслушиваем по 1 примеру) - Какое свойство нуля использовали?
-Молодцы! Вы всё правильно сделали, и наш корабль прибывает в порт города «Заниматики».
V. Итог урока. Стадия рефлексии.
- Проверим, какие вы смекалистые да находчивые. На острове рос высокий дуб. На дубе было 3 ветки, а на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок росло на этом дереве? (нисколько) По дороге два мальчика шли и по два рубля нашли. За ними еще четыре идут. Сколько они найдут? (нисколько)
-Каким числом можно обозначить «нисколько»? (нулём)
- Что сегодня хотели узнать о числе и цифре 0? Что узнали?
- На все ли вопросы мы получили ответ? (обращаемся к кластеру) Нет, не на все.
- На какой вопрос не ответили? (какова роль нуля в образовании круглых чисел).
- На этот вопрос мы ответим на следующем уроке, узнаем, на самом ли деле ноль не значит ничего?
- А теперь попробуем выразить суть нашего урока в синквейне.
- Сегодня говорим о… (нуле)
- Какой ноль? (пустой, круглый)
- Что с ним можно делать? (вычитать, прибавлять, сравнивать)
- Что вы можете сказать о значении нуля? (Не значит ничего)
- Что же такое 0? (число, цифра)
СИНКВЕЙН:
Ноль
Пустой, круглый
Вычитать, прибавлять, сравнивать
Не значит ничего!
Число (цифра)
- Интересно вам было в стране «Математике»? Что вам понравилось на уроке? (ответы детей) - Что вызвало затруднение? - Оцените свою работу на уроке и покажите сигнальную карточку (зелёный - «да»; красный – «нет»)
1. Работал в полную силу
2. Работал хорошо
3. Мог работать лучше
- Мы дружно справились с работой, друзья,
А завтра нас ждут новые каверзы нуля!
- Наше путешествие закончено. Вы были внимательными, активными, справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что это путешествие запомнится вам, и вы будете с нетерпением ждать новых приключений.
- Прошу вас к следующему уроку приготовить рисунки о НУЛЕ.
P.S. На следующем уроке детям предлагается прослушать «Сказку о Нуле». Автор Чикинова Диана, ученица 10 класса
Жил-был на свете Ноль. Вначале он был маленьким-маленьким, как маковое зернышко. Ноль никогда не отказывался от манной каши и вырос большим-пребольшим. Худые, угловатые цифры 1, 4, 7 завидовали Нолю. Ведь он был круглым, внушительным.
— Быть ему главным, — пророчили все вокруг.
А Ноль важничал и раздувался как индюк.
Поставили Ноль как-то впереди Двойки, да еще запятой отделили от нее, чтобы подчеркнуть его исключительность. И что же? Величина числа вдруг уменьшилась в десять раз! Поставили Ноль впереди других чисел – то же самое. Удивляются все. А кое-кто даже начал поговаривать, что у Ноля только внешность, а содержания никакого.
Услышал это Ноль и загрустил… Но грусть беде не помощница, надо что-то делать. Ноль вытягивался, становился на цыпочки, приседал, ложился набок, а результат все тот же.
С завистью поглядывал теперь Ноль на другие числа: хоть и неброские с виду, а каждая что-то значит. Некоторым даже удавалось вырасти в квадрат или в куб, и тогда они становились важными числами. Попробовал и Ноль подняться в квадрат, а потом и в куб, но ничего не получилось – он оставался самим собой.
Бродил Ноль по белу свету, несчастный и обездоленный. Увидел он однажды, как цифры выстраиваются в ряд, и потянулся к ним: надоело одиночество. Ноль подошел незаметно и встал скромно позади всех. И о, чудо! Он сразу ощутил в себе силу, и все цифры приветливо посмотрели на него: ведь он в десять раз увеличил их силу.
11.12.2014,