ТАТЬЯНА НОСКОВА
Упражнения по развитию и коррекции навыка чтения у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения по развитию и коррекции
навыка чтения у детей с ЗПР
В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными интеллектуальными и речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР) продвигаются в овладении навыком чтения, но, испытывая значительные трудности в его освоении, нуждаются в целенаправленной и продуманной помощи специалиста или учителя. Поэтому необходимо было разработать и использовать систему коррекционной работы по овладению навыком чтения.
Публикация «Упражнения по развитию и коррекции навыка чтения у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Только при правильном взаимодействии всех анализаторов и связи двух сигнальных систем происходит процесс чтения.
Основным условием успешного овладения навыком чтения как у детей с ОВЗ, так и у детей нормы, являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической её стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса. Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников c задержкой психического развития. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он и в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы. И наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Для решения этой проблемы и был создан данный сборник по развитию и коррекции навыка чтения. Специальные упражнения можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время.
При дислексии у детей с ЗПР наблюдаются следующие группы ошибок.
1. Замены и смешения звуков при чтении : замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др., а также замены графически сходных букв (Х – Ж, П – Н, З – В и др.)
2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно, («бухштабируются», нанизываются одна на другую (Р, А, М, А).
3. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлениях звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др.
4. Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны процесса чтения.
5. Аграмматизмы при чтении. Это группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.
Классификация дислексий имеет огромное значение в процессе всей работы по устранению этих видов нарушений. С учётом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислексий:
• фонематическую
• аграмматическую
• семантическую
• мнестическую
• оптическую
Фонематическая дислексия вызывается недоразвитием функций фонематической системы: смыслоразличительной, слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. В связи с этим этот вид дислексий можно подразделить на две группы:
1. Нарушения чтения, связанные с недоразвитием слуховой дифференциации фонем, т. е. с неточным различением звуков. Особенно часто дети затрудняются в дифференциации свистящих и шипящих звуков. Так, сложными для дифференциации являются такие пары звуков: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, а также Ц – С, Ч – Щ, Ч – ТЬ, Ш – Щ.
2. Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в побуквенном чтении, искажении звуковой структуры слова (вставки, пропуски, перестановки звуков, трудностях чтения обратного слога.
Аграмматическая дислексия вызывается недоразвитием грамматических обобщений и проявляется в искажениях и заменах определенных морфем слова, чаще флексий. Чаще она проявляется на более поздних этапах формирования навыка чтения, когда в процессе большую роль начинает играть смысловая догадка. Дети часто искажают окончания, суффиксы, префиксы. Например: «мама моет рама», перебежал – «прибежал».
Семантическая дислексия (механическое чтение) – это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении. Семантическая дислексия вызывается двумя факторами:
• недоразвитием звукового синтеза;
• нечёткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении.
У детей с семантическими нарушениями чтения недостаточно сформирована способность синтезировать, восстанавливать в своём представлении разделённые на слоги слова.
Оптическая дислексия связана с недоразвитием зрительных функций : зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. Дети затрудняются в конструировании изображений, в определении сходства и различия зрительных изображений, в преобразовании фигур. В процессе овладения чтением у детей отмечаются трудности в усвоении графически сходных букв, их смешения и замены при чтении (Т – Г, Д – Л, В – З, Р – Ь, Х – К, Ж – К, У – Ч и др.)
Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв при чтении, что объясняется трудностями установления связей между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
Таким образом, исходя из вышесказанного, коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы всех участников образовательного процесса: педагогов, логопеда, дефектолога, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Поэтому, работая над «Сборником упражнений по развитию и коррекции навыков чтения у детей с ЗПР», ставилась задача отобрать и систематизировать материал, формирующий навык чтения. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.