Пурклова Наталья Сергеевна
Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс
чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их
непосредственном воздействии на органы чувств.
Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия.
Восприятие текста происходит в два этапа — на этапе первичного восприятия и на
этапе обработки воспринятого. Для увеличения скорости чтения необходимо :
- увеличить ширину поля зрения;
Публикация «Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
- уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т. е.
формировать у читающего умение воспринимать в одну фиксацию большее число
печатных знаков;
- сократить время каждой отдельной фиксации;
- избавиться от регрессий (возвращения назад);
- развить способность читающего к антиципации элементов текста
(антиципация — способность предугадывать события, предвосхищать
наступающее).
1. Упражнение на увеличение поля зрения.
1) Работа по буквенным и числовым таблицам проводится следующим
образом.
Подготовительный этап - зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее
целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в цифровом
ряду или в алфавите (время выполнения – 25 сек.).
Исполнительный этап – последовательный поиск всех цифр или букв.
Найденные цифры указываются карандашом.
При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений я
предлагаю детям поучаствовать в игре «Печатная машинка».
«Напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова
на уроках русского языка или термины на уроке «Мы и окружающий мир» и т. д.).
Ученики указывают карандашом буквы слова по таблице.
2) По типу предыдущего упражнения используются слоговые таблицы и
таблицы слов. Сначала проводится работа над расширением поля зрения, а затем
карандашом указываются слоги из называемых слов, предложений.
2. Упражнения на тренировку восприятия.
Детям нравятся упражнения на тренировку восприятия, предложенные Ли
Кларком. В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое
расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом.
8
Вол / мол мул вол волк столб болт вол тол вот.
Мак / маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак гак.
Ручка / тучка кучка рубка ручка рюмка речка.
Маска / манка марка каска Пасха маска миска.
Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова.
Карась каркас карат каркать карниз карст
Катер кратер катет катион катод каток
3. Упражнения, направленные на сокращение времени каждой
отдельной фиксации.
1) Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее
слово закрывается карточкой.
2) Назвать предмет, слово или словосочетание, показанные за минимальную
единицу времени.
4. Избавление от регрессий.
Для избавления от регрессий используется такой вид работы, как чтение с
карточкой. Ребенок, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже
прочитанные слова. Таким образом, он не дает себе возможности вернуться к уже
прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что
стимулирует достаточно быстрый темп чтения.
5. Развитие антиципации текста.
1) На доске записаны скороговорка или придуманные детьми четверостишие
или загадка. После предварительного прочтения учитель убирает окончания
нескольких слов и просит восстановить текст. Убираются также целые слова,
восстановить текст предлагается по памяти.
2) Прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных
слов.
3) Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных.
Написать слова, в которых есть такие согласные:
К-н кино, океан, конь, окно…
С-л сила, соль, осёл, село…
4) Дописать пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах,
предложениях.
Сделал дело… Дверь была… Тише едешь…