Татьяна Гетманская
Дидактические упражнения по развитию речи «Как звучит слово»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как звучит слово»
Цель приведенных игр - продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, развивать фонематический слух; упражнять их в самостоятельном названии слов и четком произнесении звуков, учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове.
1. "Вспомним разные слова".
Публикация «Дидактические упражнения по развитию речи „Как звучит слово“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его рядом стоящему, как бы передать его. Следующий говорит тоже одно слово, повернувшись к третьему ребенку. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя уже повторять названные слова. Упражнение можно повторить дважды. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их внятно и громко. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.
2."Стоп! Палочка, остановись!"
Дети становятся в круг, воспитатель - в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему – своеобразная эстафета. О том, какие это должны быть слова, участники игры договариваются заранее. «О каком животном будем рассказывать?» - спрашивает воспитатель.
Кто-то из детей (возможна и предварительная договоренность) предлагает: «Будем говорить про котенка все, что знаем». Воспитатель соглашается и предлагает сначала подобрать слова про то, какой котенок (подбор прилагательных). Педагог вручает палочку кому-либо из детей, тот называет первое слово (например – пушистый) и передает палочку следующему, который говорит полосатый и тоже передает палочку и т. д. В результате дети подбирают много разных слов : озорной, ласковый, усатый, веселый, черноухий, зеленоглазый… Если кто – либо повторяет уже названное слово или слишком долго ищет его, воспитатель дает сигнал: «Стоп! Палочка, остановись!» Этот ребенок должен выйти из круга.
Когда палочка дойдет до середины круга, воспитатель меняет задание: «Теперь будем подбирать слова про то, что котенок может делать (подбор глаголов). Эта задача легче предыдущей, поэтому палочка обходит весь круг детей, каждый произносит по одному (разному!0 слову : лакает, бежит, сидит, мяукает, мурлыкает…
Постепенно круг играющих сужается за счет допускающих ошибки.
Затем воспитатель предлагает двум детям вспомнить все названные слова (какой котенок и что он может делать, чтобы ребята поняли, как много было названо слов и что все слова были разные. Некоторые слова воспитатель просит повторить так, чтобы все хорошо услышали, как они звучат.
В следующий раз дети могут подобрать кличку котенку (подбор существительных). Аналогично может быть проведена игра и по подбору слов для характеристики других животных, птиц, насекомых, рыб.
3."Найди себе пару".
Воспитатель предлагает дошкольникам поиграть и рассказывает, в чем будет состоять эта игра: «Каждый должен найти себе пару. Для этого кто-нибудь, например Никита, скажет слово, а кто-то из вас отзовется похожим. Если Никита скажет шутка, то парой будет тот, кто отзовется похожим словом мишутка или утка. Те, кто составил пару, отходят в сторону».
Упражнение продолжается до тех пор, пока, все ребята не подберут себе пару.
Второй вариант – уже составленные пары подходят к воспитателю и произносят другие, вновь подобранные, сходные по звучанию слова (песок-носок, кузнец-молодец).
4."Найду тебя по имени".
Дети громко, отчетливо называют свое имя, и откликаются те ребята, чье имя похоже (рифмуется с названным) : Юра – Шура, Майя – Тая -Рая и т. д.
Детям, оставшимся без пары, воспитатель предлагает провести по своему желанию какую-нибудь общую игру со всеми.