Елена Колесникова
Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, в группе детского сада отношения напряжённые, ребёнок может уйти в себя, замкнуться. Застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Последствия этих особенностей личности могут быть удручающими:
- отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;
- невозможность выразить своё мнение, отстоять свои права;
Публикация «Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
- боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка (взрослого) какая-то эмоциональная угроза.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и педагогов, и родителей.
Цель
Установление взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми на основе партнёрства и сотрудничества.
Задачи:
1. Приобретение навыка игрового взаимодействия.
2. Развитие более позитивной Я-концепции. Раскрытие положительных черт характера.
3. Профилактика нарушений поведения, невротических реакций и школьной дезадаптации.
Стратегия и тактика
Директивная игровая терапия проводится с подгруппой детей (6 – 8 человек) с различными проблемами общения и взаимоотношений. Игры проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю в помещении музыкального зала.
Форма организации
Подгруппа детей (6 – 8 человек).
Программа предполагает два блока:
- в первом с помощью игр ребёнок упражняется в разных моделях взаимодействия со сверстниками;
- во втором с помощью сказкотерапии у ребёнка развивается творчество, воображение, эмпатия.
Предполагаемый результат
Умение ребёнка понимать и принимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир.
Устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения.
Тематический план
Содержание
Блок 1
Цель: Упражнять детей в разных моделях взаимодействия.
Занятие 1
Цель: Развивать умение представлять себя.
Учить устанавливать контакты при общении.
«Имя – движение» [1]
«Колечко» [1]
Страна «Танцевалия» [3]
Время: 35 минут.
Занятие 2
Цель: Преодоление страхов и опасений в неожиданных ситуациях.
«Цвет моего настроения» [1]
«Фигура – настроение» [1]
«Тропа индейцев» [1]
«Свободное место» [4]
Время: 40 минут.
Занятие 3
Цель: Обучение умению соразмерять свои ожидания и требования с групповыми нормами и правилами.
«Скажи вежливое слово» [1]
«Путаница» [1]
Разыгрывание условных и реальных историй, отражающих разные модели отношений ребёнка со сверстниками и взрослыми.
[1]
Время: 40 минут.
Занятие 4
Цель: Развитие ответственности за согласование конфликтных стремлений во взаимоотношениях между детьми.
«Кинь мяч и скажи любое слово» [1]
Проигрывание рассказанных детьми обид [1]
«Мусорное ведро» [1]
Время: 35 минут.
Занятие 5
Цель: Обучение умению договариваться.
«Поиск сходства» [1]
«Защити товарища» [1]
«Дракон» [5]
Время: 40 минут.
Занятие 6
Цель: Развивать умение видеть свои положительные качества.
«Я великий мастер…» [1]
Этюд «Куклы би- ба- бо здороваются» [2]
«Буратино» [4]
Время: 40 минут.
Блок 2
Цель: С помощью сказкотерапии развивать у ребёнка способности к децентрированию, умение встать на место другого.
Занятие 7
Цель: Помочь ребёнку принять себя таким, какой ты есть.
«Сказочное путешествие»
Введение ребёнка в сказочную страну [3]
Время: 37 минут.
Занятие 8
Цель: Развитие способности понимать мотивы поступков других людей.
«Сказочное путешествие»
Решение сказочных задач [3]
Время: 40 минут.
Занятие 9
Цель: Развитие способности слушать другого, умения встраивать свои мысли и фантазии в контекст повествования.
Совместное рассказывание детьми русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» [3]
Время: 35 минут.
Занятие 10
Цель: Способствовать сплочению группы.
Рассказывание детьми «нарисованной» сказки [3]
Время: 35 минут.
Всего: 6 часов 17 минут
Список источников
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб., 2008.
2. Буренина А. И. От игры до спектакля. – СПб., 1996.
3. Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции. СПб., 1996.
4. Печерога А. В. Развивающие игры для дошкольников. – М., 2008.
5. Солдатова В. С. Нарушение отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы и приёмы. //aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/soldatova.htm