Татьяна Гетманская
Дидактические упражнения по развитию речи «В слове есть звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические упражнения по развитию речи : "В слове есть звуки".
Цель рекомендуемых игр - показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные; учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.
1."Подскажи Петрушке звук".
Наглядный материал: ширма, игрушка Петрушка.
Публикация «Дидактические упражнения по развитию речи „В слове есть звуки“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Воспитатель сообщает детям, что сейчас петрушка будет говорить слова, но, в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны назвать дети.
Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук.
Вначале звук подсказывают все дети хором, потом отдельно по рядам и наконец индивидуально.
Дети должны быстро подсказывать не произнесенный Петрушкой звук, чтобы слово прозвучало полностью.
Петрушка: Дети:
На солнышке грелся черноухий котено.. к.
На него смотрел белолапый щено… к.
Охотники развели в лесу косте… р.
Ученик держал в руке каранда… ш.
Малыш попросил маму купить красный ша. .р.
На лесную полянку выбежал зая. ц.
В зоопарке жили
сло… н,
бегемо… т,
крокоди… л.
По стволу стучал пестрый дяте… л.
Белочка спрятала орешки в дупл… о.
По двору бродили пету… х,
Куриц… а,
Утят… а.
2. "Какое слово задумано?"
Наглядный материал: предметные картинки на которых изображены: ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф (для воспитателя);
трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка, скакалка (для детей).
Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: «Это…омашка». Дети поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я же так и говорю – омашка». Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука р : ррромашка.
- «Почему у меня получается не так?»- удивляется воспитатель.
Дети: –Вы не говорите звук р, пропускаете его -объясняют дети.
Воспитатель показывает остальные картинки и тоже называет изображенные на них предметы без первого звука. Дети поправляют воспитателя, правильно произносят слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть нарисованные на них предметы так же, как и воспитатель,- без первого звука. Педагог их поправляет.
Это упражнение может быть проведено иначе. Воспитатель называет слово без первого звука, но не показывает картинку «…ак». Дети отгадывают, какое это слово : мак, рак, лак, бак.
3."Какой звук потерялся?"
Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян. Например, воспитатель говорит: «Подготовлен …амолет, он отправился в полет».
В каком слове не хватает одного звука? Какой это звук? Назовите его. Ребенок должен отметить, что в слове самолет был пропущен звук с, что звучать это должно так: «Подготовлен самолет, он отправится в полет».
Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель сможет не проговаривать звук уже в двух-трех словах : «Наша Таня …ромко плачет, …ронили в речку мячик». При проведении упражнения можно использовать двустишия, загадки, несложные тексты.
4. "Что же здесь не так?"
Дети получают от Петрушки письмо: «Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово - …орова. Что это за слово? (корова). Какого звука не хватает в первом моем слове? (звука к, который слышится в начале слова). Продолжаем искать задуманные мной слова : …рибы, …уси…рыша,. ерево…ар…абор.? Молодцы, все слова узнали и произнесли правильно.