Ирина
Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста»
Темперамент чаще всего не подлежит коррекции, особенно у взрослых, т. к. в этом возрасте особенности темперамента уже наложили свой отпечаток на характер человека. Поэтому в психологической литературе ряд авторов считает целесообразным рекомендовать взрослым людям учитывать свои особенности в работе и общении, формируя при этом индивидуальный стиль деятельности. Однако, во многих источниках, мы можем найти рекомендации, в которых указывается на возможность коррекции особенностей темперамента у детей дошкольного возраста, когда еще психика детей не совсем устойчива и можно ее корректировать. Так, например, Е. Первушина [9] предлагает следующие коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента.
Публикация «Консультация „Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
1. «Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций).
Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.
2. «Море волнуется» (произвольность поведения чувств).
Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.
3. «Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.
4. «А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем, чтобы, когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.
5. Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребёнок справился с первым заданием, предлагают выполнение других заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.
6. Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Ребёнку дают небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагают, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву, например «А». Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.
7. Упражнение на произвольность поведения.
Ребёнку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупреждают ребёнка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребёнок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. Ребёнок шести - семи лет аккуратно закрашивает 15—20 фигур.
Таким образом, темперамент представляет собой динамическую характеристику психических процессов и поведения человека, проявляющуюся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках. Мы выяснили также, что темперамент биологически и генетически обусловлен. В современной психологии различают множество типов темперамента, наиболее распространенными являются следующие четыре типа: холерик – тип темперамента, характеризующийся сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвиник – тип темперамента, характеризующийся энергичностью, повышенной работоспособностью и быстротой реакций; флегматик – тип темперамента, характеризующийся пониженной реактивностью, слабо развитыми, замедленными выразительными движениями и меланхолик – человек, чье поведение характеризуется замедленностью реакций на действующие стимулы, а также речевых, мыслительных и двигательных процессов. Следует подчеркнуть, что чистые типы темперамента встречаются очень редко, чаще всего преобладают смешанные типы темперамента. К свойствам темперамента относят те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени. К основным свойствам темперамента отнесены активность, темп протекания реакций, реактивность, сензитивность, эмоциональная возбудимость, пластичность, ригидность, экстраверсия и интроверсия.
Список литературы
1. Алфимова М. В., Трубников В. И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии. – 2000. - № 2. – С. 128 – 139.
2. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб. : Питер, 2003. – 512 с.
3. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 440 с.
4. Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. - Ростов н\Д. : Изд-во «Феникс», 2001. – 608 с.
5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М. : Генезис, 2000. – 192 с.
6. Небылицын В. Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – С. 153 – 159.
7. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. : Общие основы психологии. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 688 с.
8. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
9. Первушина Е. Как выявить и развить способности вашего ребенка. – М. : ЗАО Центрполиграф, 2005. – 350 с.
10. Психология и педагогика / Сост. Ю. П. Леванов, Н. А. Исмуков. – Чебоксары: ЧКИ МУПК, 1999. – 76 с.
11. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 383 с.
12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 477 с.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946.
14. Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. – 1985. - №1. – С. 19 – 32.
15. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. – М. : Наука, 1984.
16. Слободская Е. Р. Темперамент в раннем возрасте : родительские оценки поведения детей // Вопросы психологии. – 1995. - № 6. – С. 104 – 112.
17. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.
18. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н\ Д: Феникс, 2003. – 672 с.
19. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М. : Просвещение, 1991. – 288 с.
20. Цетлин М. М., Строганова Т. А. Особенности темперамента детей первых лет жизни, перенесших раннюю зрительную депривацию // Вопросы психологии. – 1997. - № 2. – С. 23 – 47.