Елена Колесникова
Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат, в общении со взрослым обогащается пассивный словарь. К году у ребенка как правило появляются первые слова, а к двум годам- фразы.
Публикация «Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Проблемный ребенок отстает в развитии речи уже с первых месяцев жизни- с младенчества. В дальнейшем это отставание прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста оказываются несформированными такие предпосылки речевого развития как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. Многие дети с отклонениями в развитии не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к четырем-пяти годам.
Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием.
Нельзя понимать под общением обмен заученными фразами! Например, содержание игры недостаточно понятно детям, у них не возникнет желания в общении. Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступать в общение, в начале должны быть простыми и общение может и не быть только речевым- желательно его создавать на основе совместных действий, жестов. Но при этом педагогу следует подсказывать детям нужные слова и выражения, максимально использовать возникшую у детей потребность в общении. Постепенно ситуативные задачи усложняются, а сними соответственно и речевой материал, который дети должны использовать в процессе общения. Это приводит к тому что словесное общение уже не заменяется жестами.
На начальных этапах используются игры и упражнения такие как "Позови", "Передай колокольчик"
Цель: формирование предпосылок к деловому общению, учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.
Оборудование: мяч/колокольчик.
Ход игры: педагог вносит яркий мяч/ звонкий колокольчик, вызывает одного ребенка и предлагает поиграть, затем говорит "Я играла с Колей. Коля, а с кем ты хочешь поиграть? Позови". Мальчик зовет товарища, через некоторое время Коля садится, а теперь играет другой ребенок и зовет следующего и т. д. (для детей с ОВЗ в начале делового общения допускается использование жестов)
Следующий этап- игра "Зайка, попляши" (и такие же по типу)
Цель: Вызывать у детей потребность в эмоциональном общении
учить согласовывать свои действия с действиями товарищей, называть друг друга по имени, оказывать предпочтение одному из товарищей.
Ход игры: дети с педагогом, взявшись за руки, ходят по кругу. Один ребенок- "Зайка" сидит в кругу. Дети поют песенку:
Зайка,зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной,
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать?
Зайка,зайка, попляши
И другого отыщи ("Зайка" встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называет его по имени,а сам встает в круг)
Следующий уровень-используются игры "Помоги"
Цель: вызывать потребность в деловом общении, учить использовать простые слова и выражения ("дай", "на", "не это", "дай это", "подержи", " возьми это"., а также использовать указательные жесты, учить при общении называть друг друга по имени.
Оборудование: кукла/мишка, кукольная мебель, посуда, расчески, одежда для куклы.
Ход игры:игра проводится в паре
Педагог дает инструкцию "одевать и причесывать куклу будет Наташа, а Игорь будет помогать-подавать всё, что попросит Наташа". Девочка сама определяет порядок порядок одевания одежды и просит мальчика подать тот или иной предмет, называя его, но просьба может быть выражена и жестом и словом "дай". Если возникают сложности, Наташа просит помочь "Игорь, помоги". Дети с ОВЗ могут употреблять и простые слова и выражения, даже простые голосовые реакции, чтоб привлечь внимание и попросить помощи.
2й вариант
Проводится так же,но на этот раз побуждают называть предметы, которые просят: "дай платье", "дай туфли". Но при этом учитывайте возможности каждого ребенка и не завышайте требования, не нарушайте общение детей и не нужно превращать игру в занятие по заучиванию слов.
Следующий этап- игра "Чего не хватает"
Цель: продолжать учить деловому общению, обращаться с просьбой ко взрослому,
учитывая определенный уровень развития речи детей, вводить выражения "дайте, пожалуйста", благодарить за оказанную помощь "спасибо", допускать употребление указательного жеста.
Оборудование:из картона разрезные картинки машина (кузов, кабина, три колеса,
дом (окно, дверь, крыша,
паровоз (труба, корпус, два колеса)
Ход игры:дети сидят за столами, а педагог раздает конверты с набором частей предметов. Одному ребенку один конверт. Во всех конвертах не хватает одной детали- они находятся у педагога Дети складывают изображения, обнаруживают отсутствие необходимой детали и обращаются к педагогу. Он объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, но он не знает кому какую дать. Каждый ребенок должен обратиться к педагогу по имени и отчеству и попросить недостающую деталь. "Елена Владимировна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины" тогда педагог раздает недостающие части изображения и дети завершают работу с изображением.
Игра следующего этапа: "Найди себе пару"
Цель:продолжать учить деловому общению, обращаться друг к другу по имени, играть вместе, общаться с партнером по игре.
Оборудование: Кукла и коляска, шарик и желобок, кубики и грузовая машина, шары и кегли, плита, кастрюля и сковорода.
Ход игры:дети разделились на пары и берут себе пару игрушек, потом педагог прячет каждую игрушку в коробочку, там их перемешивает и раздает детям. Они открывают коробочки, рассматривают свою игрушку и ущут партнера по игре, обращаясь с предложением: "Коля, давай поиграем вместе". Дети самостоятельно договариваются об очередности выполнения действий с игрушками в совместной игре. Педагог помогает только в крайних случаях.
Игра следующего этапа: "Два клоуна" (кукольный театр)
Цель: продолжать формировать у детей потребность в речевом общении, активизировать имеющиеся у них в этом навыки, учить использовать в общении знакомый словарь.
Оборудование: два клоуна (куклыуже знакомы детям, различные предметы, с которыми они действуют.
Ход игры: 1й вариант- у одного клоуна два воздушных шарика, второй клоун догоняет первого, трогает за рукав, а первый вырывается и обращается к детям: "Он хочет меня побить!" (Второй отрицательно качает головой)
Педагог: "Он хочет попросить флажок, но не знает как. Ребята, помогите ему" (побуждает сказать в зависимости от возможностей детей "дай это", "дай, пожалуйста, флажок")
2й вариант - педагог на видное место кладет мяч, но высоко. Первый клоун просит детей помочь ему указать место, а потом способ добычи мяча
Игра следующего этапа- "Поиграем вместе"
Цель: та же.
Оборудование: две куклы,маленькая матрешка, грузовик, кубики.
Ход игры: у куклы Оли матрешка, у куклы Тани- машина, Таня отнимаетматрешку, Оля плачет. Педагог обращает внимание детей на ситуацию, "Таня поступила плохо, а как можно по-другому?" (нужно договариваться чтоб всем было хорошо-покатать в машине матрешку по очереди и потом вместе построить дом из кубиков) педагог не предлагает готового решения, а постепенно подводит детей к этому и подчеркивает как хорошо всем стало.
Игра "Водители и строители"
Цель: развивать у детей деловое общение, учить правильно выражать свою просьбу, обращаться к товарищу; внимательно слушать и выполнять просьбу товарища; употреблять в общении выражения "мне нужно", "привези", "возьми", "я привез"; названия предметов, их особенности, в случае необходимости указать количество и признаки; при затруднении пользоваться жестом, показом или просить помощи у педагога, используя выражения" как сказать", "как называется"; учить благодарить за помощь кивком головы или произнося "спасибо".
Оборудование: крупный строительный материал, большие грузовые машины, рисунки-образцы с изображением знакомых детям построек (дом, гараж с забором.) Подводя итоги игры, педагог оценивает результат, как коллективную деятельность строителей и водителей, подчеркивая доброжелательность в обращении друг к другу.
Следующий этап- игры-драматизации, которые значительно отличаются от предыдущих. Здесь дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться. Подлинным общением игра- драматизация может стать в том случае,если содержание будет не только понято ребенком, но и эмоционально воспринято.
Благодарю за внимание и желаю вам больших успехов!