галина калинина
Углубление знаний об окружающем мире и развитие речи детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Когда ребёнок приходит в первый класс в обычную школу он имеет довольно большой запас знаний об окружающем мире : о явлениях в природе, о флоре и фауне,о бытовых предметах и предметах человеческого труда, и о некоторых сторонах общественной жизни.
Все эти знания приобретаются в дошкольный период,в процессе общения со взрослыми и окружающими их людьми. Большую роль в развитии ребёнка играет его собственный жизненный опыт.
Публикация «Углубление знаний об окружающем мире и развитие речи детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Дети с ЗПР приходят в первый класс с очень маленьким запасом знаний, умений и навыков.
Такие дети не могут правильно назвать и охарактеризовать те явления с которыми они не раз встречались. Они не могут правильно и полно рассказать о своей семье (где и кем работают их родители). Дети даже не могут ответить на вопросы относящиеся к ним самим : назвать свой возраст, день рождения, сообщить свой адрес и т. п. В своих ответах многие дети с ЗПР используют неправильные словесные обозначения (там, тут, далеко, около, сегодня, завтра, вчера, что говорит о довольно низком уровне осмысления пространства.
Огромные различия между детьми сравниваемых нами категорий находятся в объекте представлений, слагаемых в процедуре наблюдений за природными объектами и явлениями. Дети с ЗПР не могут самостоятельно определить простейших причиноследственных связей воспринимаемых явлений.
Большие различия существуют в отношениях запаса и характера определённых представлений о предметах. Дети с ЗПР могут назвать и отнести к одной группе, очень мало предметов; нормально развивающиеся дети называют и относят к одной группе на порядок больше предметов.
Такие дети затрудняются при необходимости мысленно группировать предметы по одному или двум признакам (например, по форме и цвету, материалу и величине, это связано с плохой ориентацией учащихся в этих свойствах. Так, например, большинство детей с ЗПР путают цвета, не могут определить форму предмета, хотя геометрические фигуры им хорошо известны.
Приобретённые ребёнком в дошкольный период знания об окружающем мире составляют костяк, на котором строится дальнейшее усвоение школьной программы.
Работа по обогащению и расширению этих знаний – одно из наиважнейших способов повышения уровня общего развития ребёнка и его дальнейшая успеваемость в школе. Сущность работы составляет: формирование запаса знаний о предметах и явлениях окружающего мира, развития умения наблюдать, объединять и систематизировать эти предметы и явления, приходить к нужным выводам, суждениям.
Углубление знаний об окружающем есть также важнейшее условие развития речи учащихся. Речь ребёнка улучшается также и в процессе постоянных высказываний по поводу знакомых, доступных и понятных предметов и явлений.
Все эти задачи осуществляются в процессе специальных коррекционных занятий, которые введены в учебный план школы для детей с ЗПР. Такую работу можно проводить и на логопедических занятиях. Совместная работа учителя и логопеда приводят к очень хорошим результатам повышения знаний об окружающем мире и развитии речи.
Во время работы такими детьми важно не столько перечислить все имеющиеся знания о предметах, сколько постепенно подводить и развивать у детей любознательность, и умение внимательно рассматривать и обследовать предметы, выделять их существующие признаки, находить в них общее и отличительное, делать выводы на основе своих наблюдений.