Ионова Ольга Юрьевна
Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту поступления в школу, то это затрудняет овладение письменной речью. Кроме этого у детей снижается возможность передачи речевого сообщения, что, в свою очередь, является причиной коммуникативных затруднений.
Публикация «Проект „Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
У детей среднего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, связная речь сформирована недостаточно. Дети не могут последовательно пересказать даже хорошо знакомое произведение, затрудняются в ведении диалога, не всегда понимают обращенную речь.
Краткая аннотация проекта
Проект позволяет повысить качество работы по коррекции речевых нарушений у детей с речевой патологией, выбрать оптимальные пути воздействия с учетом индивидуальных особенностей детей.
В соответствии с современными требованиями к осуществлению личностного, социально-эмоционального развития детей проект расширяет возможности по формирования связной речи детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
В основе проекта лежит представление о необходимости развития у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи коммуникативной функции речи, лексико – грамматического строя, связной речи и произносительной стороны речи.
Значимость проекта
• В ходе реализации проекта создаются условия для формирования и развития коммуникативной функции речи, формирования речевых умений.
• Проект помогает формировать адекватное отношение педагогов к воспитанникам, имеющим тяжелые нарушения речи.
• Проект способствует гармонизации зоны ближайшего окружения ребенка (семьи) и зоны социализации (пространство детского сада).
Проект является долгосрочным (один учебный год)
Участники Проекта : педагогический коллектив ДОУ, дети и родители воспитанников средней группы для детей с нарушениями речи.
Цель проекта – формирование связной речи у детей среднего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.
Задачи проекта
1. Выявление уровня речевого развития дошкольников.
2. Разработка методического обеспечения по теме проекта.
3. Формирование у детей мотивации к речевой деятельности.
4. Развитие всех компонентов речевой функциональной системы в ходе знакомства со сказками. Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.
5. Формирование адекватной позиции педагогов и родителей в отношении отставания в речевом и коммуникативном развитии детей. Вовлечение педагогов и родителей в процесс формирования речевой активности детей.
Стратегия достижения поставленных задач
Формы организации детей : индивидуальная, подгрупповая, коллективная.
Методы и приемы работы со сказкой : рассказывание, просмотр мультфильмов, беседа по содержанию, пересказ, игры-драматизации, театрализованная деятельность…
Решение коррекционных задач: развитие психомоторики, речемоторной и зрительномоторной координации, развитие лексико – грамматического строя речи, фразовой и связной речи, развитие коммуникативной функции речи, закрепление правильного звукопроизношения.
Мероприятия, реализованные в ходе проекта
Сентябрь, октябрь, ноябрь
• Логопедическое обследование (выявление уровня речевого развития дошкольников). Ознакомление родителей с результатами обследования и планом коррекционной работы.
• Знакомство детей со сказкой «Курочка Ряба».
• Настольный театр по сказке «Курочка Ряба».
• Знакомство со сказкой «Репка».
• Игра-драматизация по сказке «Репка».
• Пересказ сказок «Курочка Ряба» и «Репка» с опорой на серию сюжетных картинок.
• Создание видеофильма по сказкам «Курочка Ряба» и «Репка».
• Просмотр, обсуждение фильма с родителями, знакомство родителей с возможностью формирования связной речи дома (диалог).
• Работа в творческой мастерской по сказочным сюжетам (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Декабрь, январь, февраль
• Знакомство со сказкой «Колобок».
• Настольный театр по сказке «Колобок».
• Пересказ сказки «Колобок» по плану (с использованием зрительных опор).
• Игра-драматизация по сказке «Колобок»
• Знакомство со сказкой «Маша и медведь».
• Настольный театр «Маша и медведь».
• Пересказ сказки «Маша и медведь» с опорой на серию сюжетных картин.
• Инсценирование отрывков из сказки «Маша и медведь».
• Театрализованная постановка «Маша и медведь» (конкурс «Театральная весна»).
• Пересказ знакомых сказок.
• Работа в творческой мастерской (рисование, лепка, аппликация, конструирование) по сказочным сюжетам.
• Консультативный семинар для родителей «Развитие коммуникативной функции речи дошкольников». Занятия для родителей по развитию лексико – грамматического строя речи и фразовой речи детей. Задачи: ознакомление с формой организации занятий дома, формирование адекватной позиции родителя по отношению к ребенку.
Март, апрель, май
• Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».
• Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по плану (с использованием зрительных опор).
• Инсценирование отрывков из сказки «Заюшкина избушка».
• Кукольный театр по сказке «Заюшкина избушка».
• Инсценирование сказки «Заюшкина избушка».
• Знакомство со сказкой «Теремок».
• Настольный театр по сказке «Теремок».
• Инсценирование отрывков из сказки «Теремок».
• Пересказ сказки «Теремок».
• Кукольный театр по сказке «Теремок».
• Театрализованная постановка по сказке «Теремок».
• Создание видеофильма по сказке «Теремок».
• Пересказ знакомых сказок.
• Родительский всеобуч «Как развивать речь детей дома» (с использованием фото- и видеоматериалов, презентаций). Задача: знакомство родителей с коррекционными приемами по развитию речи, которые можно использовать дома.
Результативность
Критерии оценки результативности
1. Уровень речевого развития на основании данных логопедического обследования.
2. Изменение отношения родителей и педагогов к роли сказки в работе по речевому развитию дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Наличие методического обеспечения по организации развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе знакомства со сказками.
Результаты работы по проекту
1. Данные, полученные в ходе исследования речевого развития, показывают, что дошкольники, в большинстве случаев, обладают высокими потенциальными возможностями, позволяющими им и дальше успешно повышать уровень речевого развития. У них сформированы начальные навыки оформления монологического высказывания.
2. У детей сформирована готовность к активному речевому общению в различных ситуациях, начальные навыки ведения диалога.
3. Активное взаимодействие с семьей позволило выработать стратегию индивидуальной работы с ребенком, которая способствовала пробуждению в нем уважения к себе и уверенности в своих речевых возможностях.
4. Родители, принимавшие участие в реализации проекта, лучше понимают своих детей, уделяют достаточное внимание речевому общению и могут оказать им необходимую помощь, поддержку, они знают уровень речевого развития своего ребенка, его способности, адекватно могут оценить его потенциал.
5. Педагоги стали активно внедрять формы работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи среднего дошкольного возраста.