ольга каракян
Перспективное планирование дидактических игр по освоению ориентировки в окружающем пространстве для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование дидактических игр по освоению детьми ориентировке в окружающем пространстве для детей с нарушением зрения
по программе Л. И. Плаксиной
2-й год обучения (средняя группа)
Название дидактической игры или упражнения Дидактическая задача
СЕНТЯБРЬ
Публикация «Перспективное планирование дидактических игр по освоению ориентировки в окружающем пространстве для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ориентировка в пространстве
- Планирование. Планы работ
- Темочки
1. «Возьми игрушку в правую (левую руку)»
2. «Топни правой (левой ногой)»
3. «Поздоровайся с куклой»
4. «Где сидит кукла?»
5. «Поставь игрушку на место, которое я назову» Закреплять знания о частях своего тела, учить различать их и правильно называть.
Закреплять знания о частях своего тела, учить различать их и правильно называть.
Соотносить свои части тела с частями тела куклы.
Учить обозначать расположение игрушек в ближайшем пространстве с точкой отсчё та от себя: направо - налево, вверх - вниз, вперёд- назад.
Учить располагать игрушки в ближайшем пространстве вокруг себя (справа- слева, вверху – внизу, впереди – сзади).
ОКТЯБРЬ
1. «Подними вверх правую (левую) руку»
2. «Попрыгай на правой (левой) ноге»
3. «Помаши ребятам правой (левой) рукой»
4. «Кто стоит справа (слева) от тебя?»
5. «Найди предметы названной формы» Закреплять знания о частях своего тела, учить различать их.
Закреплять знания о частях своего тела, учить различать их.
Закреплять знания о частях своего тела, учить различать их.
Закреплять знания о частях своего тела, учить различать их.
Соотносить с помощью зрения и осязания форму игрушек и окружающих предметов с геометрическими эталонами.
НОЯБРЬ
1. «В какой руке у тебя игрушка?»
2. «У куклы это рука правая (левая)»
3. «Покажи свою правую (левую) руку»
4. «Какой игрушки не стало?»
5. «Скажи, где стояла игрушка» Закреплять знания о частях своего тела, учить различать их и правильно называть.
Соотносить свои части тела с частями тела куклы.
Закреплять знания о частях своего тела, учить различать их и правильно называть.
Учить самостоятельно находить в помещении группы игрушки по словесным инструкциям педагога.
Развивать пространственную ориентировку с привлечением зрения.
ДЕКАБРЬ
1. «У куклы впереди грудь. Покажи свою грудь. Где она расположена?»
2. «Положи носовой платок в правый (левый) карман»
3. «Покажи на своём платье переднюю (заднюю) часть»
4. «Чей мяч покатился дальше?»
5. «Найди картинки с одинаковым расположением игрушек» Развивать представление о пространственном расположении частей своего тела, учить различать их, соотносить с частями тела куклы.
Находить на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукав, карман).
Находить на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукав, карман, обозначать их расположение соответствующими пространственными терминами.
Познакомить с понятиями: далеко, близко.
Дать представление о простейшем схематическом условном изображении игрушек.
ЯНВАРЬ
1. «Покажи на своём платье правый (левый) рукав»
2. «Покажи на своём платье правый (левый) карман»
3. «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу»
4. «Какая машина проехала дальше?»
5. «Найди пару» Закреплять умение ориентироваться в пространственном расположении деталей своей одежды.
Закреплять умение ориентироваться в пространственном расположении деталей своей одежды.
Закреплять умение ориентироваться в пространственном расположении деталей своей одежды.
Продолжать знакомить с понятиями: далеко, близко.
Соотносить игрушки и реальные предметы с их наглядными и условными изображениями.
ФЕВРАЛЬ
1. «Покажи флажком направо (налево, вверх (вниз, вперёд (назад)»
2. «Куда покатился мяч?»
3. «Кукла делает зарядку»
4. «Кто дальше бросил мячик?»
5. «Найди по картинке такой же предмет в игровом уголке» Показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчё та от себя: направо – налево, вверх- вниз, вперёд – назад.
Обозначать в речи направления движения соответствующими пространственными терминами «направо», «налево», «вперёд», «назад».
Соотносить свои части тела с частями тела куклы.
Продолжать знакомить с понятиями: далеко, близко.
Соотносить игрушки и реальные предметы с их наглядными и условными обозначениями.
МАРТ
1. «Далеко - близко»
2. «Сделай несколько шагов направо (налево, вперёд (назад)»
3. «Поставь игрушку справа (слева, впереди (сзади) от себя»
4. «Расскажи, как стоят игрушки»
5. «Что от тебя справа (слева, впереди (сзади,
вверху (внизу)» Продолжать знакомить с понятиями: далеко, близко.
Учить передвигаться в названном направлении.
Располагать игрушки в названных педагогом направлениях окружающего пространства.
Обозначать расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами: «справа», «слева», «посередине».
Обозначать расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами: «справа», «слева», «посередине».
АПРЕЛЬ
1. «Что звучало?»
2. «Узнай, чей голос»
3. «Узнай игрушку на ощупь»
4. «Поставь красный кубик на синий»
5. «Расскажи, как расположены кубики» Учить различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки.
Учить различать по звуку голоса детей и воспитателя.
Ориентироваться с помощью осязания.
Располагать игрушки в названных педагогом направлениях окружающего пространства.
Обозначать в речи расположение игрушек в ближайшем пространстве с точкой отсчёта «от себя».
МАЙ
1. «Подбери предмет к геометрической фигуре»
2. «Найди предметы большие и маленькие (высокие и низкие, длинные и короткие, широкие и узкие)»
3. «Расположи игрушки на листе справа и слева, вверху и внизу, посредине»
4. «Подбери игрушки к их изображениям»
5. «Поставь игрушку на верхнюю (нижнюю) полку в шкафу» Соотносить с помощью зрения и осязания форму игрушек и окружающих предметов с геометрическими эталонами.
Сравнивать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы.
Учить располагать предметы на листе бумаги в названных направлениях (слева, справа, внизу, посредине).
Соотносить игрушки с их наглядными изображениями.
Располагать игрушки в названных педагогом направлениях окружающего пространства.
3 – й год обучения (старшая группа)
Название дидактической игры или упражнения Дидактическая задача
СЕНТЯБРЬ
1. «Где сидит кукла?»
2. «Чей мяч покатился дальше?»
3. «Собери пирамидку»
4. «Найди предмет по указанным ориентирам»
5. «Найди предмет названной формы»
6. «Скажи, какой предмет звучит» Определять пространственное расположение игрушек с точкой отсчёта от себя.
Определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек. Закрепить и уточнить знание детьми значения слов дальше - ближе.
Учить сравнивать с помощью зрения и осязания игрушки по величине.
Развивать пространственные представления детей на основе практической ориентировки в помещениях детского сада.
Продолжать знакомить с формой окружающих предметов.
Ориентироваться с помощью слуха.
ОКТЯБРЬ
1. «Кто стоит справа (слева) от тебя?»
7. «Какая машина проехала дальше?»
8. «Собери матрёшку»
9. «Путешествуем по группе»
10. «Сравни два предмета»
11. «Что слышишь вокруг?» Определять пространственное расположение других детей с точкой отсчёта от себя.
Определять пространственное расположение игрушек с точкой отсчёта от себя. Закрепить и уточнить знание детьми значения слов дальше - ближе.
Учить сравнивать с помощью зрения и осязания игрушки по величине.
Развивать пространственные представления детей на основе практической ориентировки в помещениях детского сада.
Учить сравнивать с помощью зрения и осязания игрушки по величине.
Ориентироваться с помощью слуха.
НОЯБРЬ
1. «Вложи кубы»
2. «Расположи круги от самого большого к самому маленькому»
3. «Найди по картинке такой же предмет в игровом уголке»
4. «Путешествуем по детскому саду»
5. «Куда села бабочка?» Учить сравнивать с помощью зрения и осязания игрушки по величине.
Учить сравнивать с помощью зрения и осязания игрушки по величине.
Продолжать учить ориентироваться в помещениях группы.
Развивать пространственные представления детей на основе практической ориентировки в помещениях детского сада.
Определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов в микропространстве.
ДЕКАБРЬ
1. «С какой стороны от тебя игрушка?»
2. «Кто дальше бросит мячик?»
3. «Что от тебя справа (слева, впереди (сзади, вверху (внизу?»
4. «Найди спрятанную игрушку»
5. «Найди по схеме» Определять пространственное расположение игрушек с точкой отсчёта от себя.
Определять пространственное расположение игрушек с точкой отсчёта от себя. Закрепить и уточнить знание детьми значения слов дальше - ближе.
Определять пространственное расположение игрушек с точкой отсчёта от себя.
Развивать пространственные представления детей на основе практической ориентировки в помещениях детского сада.
Познакомить детей со схемой маршрута передвижения в помещениях детского сада.
ЯНВАРЬ
1. «Угадай, что где находится»
2. «Иди быстро (медленно)»
3. «Расположи предметы по схеме»
4. «Поставь игрушку на верхнюю (нижнюю полку)»
5. «Правильно пойдёшь - игрушку найдёшь» Учить соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.
Понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога.
Учить располагать предметы в реальном пространстве по схеме.
Располагать игрушки в названных педагогом направлениях окружающего пространства.
Продолжать учить передвигаться в помещениях группы в названных направлениях.
ФЕВРАЛЬ
1. «Какой игрушки не стало?»
2. «Подбрось мяч высоко (низко)»
3. «Угадай, кто здесь стоит»
4. «Жмурки с колокольчиком»
5. «Нарисуй, что где находится» Находить игрушки в названных направлениях окружающего пространства.
Понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога.
Ориентироваться с помощью слуха.
Ориентироваться с помощью слуха.
Обучать моделированию замкнутого пространства и пространственных отношений между предметами, в нём расположенными по инструкции педагога.
МАРТ
1. «Расскажи, где стояла игрушка»
2. «Найди предметы названной формы»
3. «Расскажи, что где находится»
4. «Откуда звали?»
5. «Нарисуй схему по словесному описанию» Определять пространственное расположение игрушек с точкой отсчёта от себя.
Соотносить с помощью зрения и осязания форму игрушек и окружающих предметов с геометрическими эталонами.
Учить детей определять расположение предметов в пространстве относительно друг друга и окружающей обстановке.
Ориентироваться с помощью слуха.
Учить составлять простейшие планы пространства (размещение игрушек на поверхности стола, в шкафу, в кукольном уголке).
АПРЕЛЬ
1. «Расскажи, где стоят игрушки»
2. «Назови, что звучало»
3. «Встань так, чтобы слева от тебя был стол»
4. «Сделай два шага назад, поверни направо»
5. «Составь изображение на фланелеграфе» Учить детей определять расположение предметов в пространстве относительно друг друга и окружающей обстановке.
Ориентироваться с помощью слуха.
Учить детей определять расположение предметов в пространстве относительно друг друга и окружающей обстановке.
Продолжать учить передвигаться в названном направлении.
Ориентироваться с помощью слуха.
МАЙ
1. «Расскажи, где нашёл игрушку»
2. «Найди пару»
3. «Встань так, чтобы справа от тебя было окно»
4. «Что изменилось?»
5. «Составь узор из геометрических фигур» Учить детей определять расположение предметов в пространстве относительно друг друга и окружающей обстановке.
Соотносить игрушки и реальные предметы с их наглядными и условными изображениями.
Понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога.
Определять пространственное расположение игрушек с точкой отсчёта от себя.
Воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур в микропространстве по отношению друг к другу.