Наталья Веселкова
Учебное исследование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники – прирожденные исследователи. Одним из принципов федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, и образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации.
Публикация «Учебное исследование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Одним из видов деятельности реализации данной области является познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Исследовательская деятельность развивает познавательные способности детей, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, умение делать умозаключения и выводы.
Однако современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания, интеллектуальная пассивность детей. Эти выводы исследователей подтвердили и наши наблюдения за воспитанниками старшего дошкольного возраста: дети мало задают вопросов, затрудняются в установлении причинно-следственных связей между явлениями окружающего мира, в их систематизации, ослаблен интерес к экспериментированию.
Поэтому мы выдвинули гипотезу:
разработанные нами формы и методы взаимодействия с детьми в рамках учебного исследования будут способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию познавательных действий, развитию воображения и творческой активности, следовательно, позволит качественно решить задачи образовательной области «Познавательное развитие», а в итоге – основной образовательной программы.
Соответственно сформулировали цель:
обеспечить развитие любознательности и познавательной мотивации, познавательных способностей детей средствами учебного исследования.
Реализации этой цели способствовало решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать положения, которые являются основой работы по данной проблеме.
2. Разработать формы и методы взаимодействия с детьми в рамках учебного исследования.
3. Проанализировать и обобщить полученные результаты
Основываясь на всем вышеперечисленном, мы пришли к необходимости более углубленного решения данного вопроса, в результате чего и были разработаны формы и методы взаимодействия с детьми в рамках учебного исследования.
За основу мы взяли методику, разработанную американским педагогом Сандрой Кейплан, дополненную и описанную А. И. Савенковым в «Методике исследовательского обучения». Данная методика рассчитана на значительный возрастной диапазон - пять-девять лет, построена на игровой основе, предполагающей использование несложного специального оборудования: «исследовательского плаката» и карточек.
Исследовательский плакат сделан в виде кармашков с символическим изображением «методов исследования».
Карточки – «темы» будущих исследований.
Эти несложные приспособления позволяют руководить исследовательской работой ребенка. Каждый ее этап отражен в надписях, помещенных на кармашках плаката.
Организация учебных исследований проходила в два этапа:
первый этап – тренировочные занятия, они необходимы для того, чтобы каждый ребенок познакомился с «техникой» проведения исследования;
второй этап – самостоятельные учебные исследования, он проводится после того, как дети усвоят общую схему деятельности.
На первом этапе использовались такие формы работы с детьми, как беседы, решение проблемных вопросов, работа с карточками, составление схем, обобщение полученного материала, оформление доклада, обсуждение. Например, дети выбрали тему «Космос».
Далее ставилась задача: подготовить сообщение, доклад. Шло обсуждение вопроса о том, как собрать доступную информация о космосе и обработать её. Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Педагог рассказывал о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования» и подводил детей к тому, чтобы они сами их назвали. Для этого использовались проблемные вопросы: что мы должны сделать вначале? как вы думаете, с чего начинает исследование ученный? Путем обсуждения и дискуссии постепенно выстраивали линию из карточек:
«подумать»,
«спросить у другого человека»,
«понаблюдать»,
«провести эксперимент»,
«посмотреть в книгах»,
«посмотреть по телевизору (компьютеру)».
Теперь когда «исследователи» определили последовательность работ, начинался сбор материала.
Собираемые с детьми сведения фиксировали. Сделать это технически не сложно, несмотря на то, что дети еще не умеют писать. Можно использовать разные формы: несложные рисунки, отдельные, уже знакомые буквы или даже специальные, изобретенные детьми «на ходу» знаки и вкладывали в кармашки нашего плаката.
Следующий этап - анализ и обобщение собранного материала.
Раскладывали листочки с собранной информацией и начинали смотреть, что нового и интересного узнали, и обсуждать, что можем рассказать по результатам проведенного исследования. Выделяли главные идеи, попытались дать определения некоторым основным понятиям. На первых занятиях, естественно, шла активная помощь педагога исследователям в обобщении полученных данных, поскольку для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем именно на этом материале развивается мышление и творческие способности ребенка.
Как только информация обобщена, игру продолжали: на исследователей надевали академические головные уборы.
Исследователи делали сообщение – «доклад о космосе». Длился первый доклад недолго, но с приобретением опыта, доклады становились более глубокими.
После выступления исследователей обязательно устраивалось обсуждение их доклада, слушателям давалась возможность задавать вопросы.
Итак, на первом этапе мы познакомили детей с общей схемой деятельности. Как только мы почувствовали, что дети освоили это, мы перешли ко второму этапу.
На этом этапе в исследовательский поиск вовлекалась вся группа. Карточки с изображениями тем будущих исследований раскладывались на столе. И каждый ребенок выбирал себе то, что хочет.
Дети работали самостоятельно, они сами изучали всё, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога – выполнять обязанности консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи.
Эта деятельность детей может идти автономно от обычной непосредственно образовательной деятельности, но вместе с тем саму эту игровую технологию можно использовать и на НОД по познавательному развитию, развитию речи и т. д.
Работа над исследованием выходила и за рамки детского сада. Ведь использование различных словарей, справочной литературы, энциклопедий требует времени и подготовки. Конечно, эта работа не обходится без помощи родителей. Именно они снабжают детей необходимой литературой и помогают красиво оформить работу.
Нам удалось обеспечить развитие познавательных способностей детей средствами учебного исследования. Положительным моментом является то, что в группе нет детей, не усвоивших программу.
В итоге выдвинутая гипотеза подтвердилась: разработанная нами система взаимодействия с детьми средствами исследовательской деятельности будет способствовать развитию познавательных интересов, позволит качественно решить задачи образовательной области «Познавательное развитие», а в итоге – основной образовательной программы.