Елена Матвейкина
Математические викторины, как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Слайд Сложившаяся система обучения в дошкольных образовательных учреждениях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста направлена, в первую очередь, на получение прочных знаний, умений и навыков, однако в меньшей степени ориентирована на развитие познавательной активности, познавательных процессов и интеллектуальных умений детей, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на дальнейшее обучение в школе, в целом, на весь ход развития личности.
Публикация «Математические викторины, как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Викторины по математике (ФЭМП)
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольных образовательных учреждениях не всегда проводится целенаправленная работа по формированию у детей интереса к математике, не уделяется должного внимания формированию логических структур мышления, развитию креативных способностей, связи математического образования с духовной жизнью детей и практическим опытом, что не соответствует социальному заказу современной школы.
Познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т. д, а, следовательно, и успешного обучения в школе.
2. Слайд Человек от рождения талантлив, и задача педагога состоит в том, чтобы не загубить этот талант и привести воспитанника в мир творчества, снабдив его определенными знаниями. Среди множества путей воспитания интереса к обучению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности. Игра, учение, труд основные виды деятельности человека.
Игровые методы активизируют учебный процесс, так как опираются на природные потребности учащихся.
Интеллектуальные игры являются действенным инструментом усвоения теоретических знаний; кроме того, они способствуют формированию у детей навыков сотрудничества, ведения социального диалога. При соответствующей их организации они могут быть средством развития творческих данных воспитанников.
3. Слайд Викторина - игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
4. Слайд Викторина представляет собой игру, в которой главная опора делается на память. Викторина основана на знаниях человека. В викторине реализуется умение человека мыслить, проявлять остроту ума, тренируется память, расширяется кругозор. Викторина лежит в основе таких телевизионных игр, как «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Умницы и умники».
5. Слайд Математические викторины очень часто включаются в математические вечера, в занятии математического кружка, используются как этап другой математической игры.
6. Слайд Математические викторины легко организовать. В них может принять участие каждый желающий. Суть их заключается в том, что участникам задаются вопросы, на которые они должны ответить.
Викторины проводятся по-разному, в зависимости от числа участников.
• Если участников мало, то каждый вопрос или задача зачитываются человеком, проводящим викторину. На обдумывание ответа дается несколько минут. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. Если ответ не полный, то можно предоставить возможность высказаться еще и другому участнику. За правильный ответ присуждается определенное количество очков.
• Если же участников много, то текст всех вопросов и задач выписываются на доске (оформляются на карточках, на отдельных плакатах или раздаются детям на отдельных листах, где они отмечают ответы.
Победителями становятся участники, набравшие наибольшее количество баллов.
Возможны случаи, когда викторины проводились для команд. В этом случае каждой команде зачитывается определенное количество вопросов, возможны варианты ответов на них. Участники команд должны за определенное время ответить правильно на как можно большее количество вопросов. Выигрывает команда, давшая больше правильных ответов. Вопросы, задаваемые командам, должны быть равноценными.
7. Слайд С помощью викторин можно не только заинтересовать дошкольников материалом, используя необычной формы вопросы, но и проконтролировать уровень их знаний.
Использование педагогами в работе с дошкольниками нетрадиционных методов по формированию математических представлений способствует развитию познавательного интереса.
8. Слайд Таким образом, важной задачей воспитателя является развитие познавательного интереса дошкольников к математике, которая достигается за счет:
• использования нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей;
• использования нетрадиционных занятий;
• создания предметно-развивающей среды в ДОУ;
• использования разнообразных игр и упражнений математического содержания как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Вывод: Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.