Людмила Яруллина
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема нашей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»
Игра- ведущий вид деятельности дошкольника и этот постулат детской психологии известен всем. Но при этом понятие игра многообразное.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других- персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.
Существует проблема развития игровой деятельности дошкольников и это одна из актуальных проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования.
Поэтому мы столкнулись с трудностями при организации и проведении театрализованной деятельности :
Актуальность работы:
1. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника.
2. Приобщение к театру не носит массового характера, и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
3. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
4. Театрально- игровая деятельность характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность исполнения для создания образа средств выразительности и другое.
Возникает противоречие: с одной стороны признание искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.
Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрального искусства путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.
Организация театрально-игровой деятельности имеет цель именно через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Развитие творчества дошкольников - дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
1. как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета)
2 исполнительское (речевое, двигательное)
3. оформительское (декорации, костюмы, атрибутика).
Таким образом, становится очевидным, что развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста зависит от определенных условий. К ним относятся внутренние условия- индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности - и внешние условия, к которым относится семья ребенка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности детей.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованные игры, развивающие творческие способности детей.
Цель: развитие творческих способностей детей через театрализованные игры.
Гипотеза: творческие способности детей дошкольного возраста будут развиваться эффективнее при :
1. Создании условий способствующих развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, через театрализованные игры.
2. Апробация системы непосредственно образовательной деятельности на основе игр и упражнений.
Задачи:
1. Проанализировать имеющийся опыт педагогов- исследователей по изучаемой проблеме.
2. Выявить основные компоненты руководства театрализованными играми.
3. Выявить пути и средства организации самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.
4 .Определить условия, влияющие на развитие творческой
активности дошкольников.
5. Диагностика знаний и умений детей в театрализованной деятельности.
Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. Л. В. Артемова делит театрализованную игру на две группы : драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. С режиссёрскими играми мы только начинаем знакомиться, но планируем продолжить эту работу в старшей группе.
База исследования: МДОАУ детский сад № 31 г. Орска, дети средней группы.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучение передового педагогического опыта.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Анализ.
5. Диагностирование.
6. Составление сборника сценариев, дидактических игр и упражнений.
В нашей работе мы использовали следующие виды театра :
-пальчиковый театр
-магнитный театр
-театр масок
-театр би-ба-бо
-настольный театр
-театр картинок;
-фланелёграф;
-театр игрушек;
Все эти виды театра можно использовать для дидактических игр, театральных постановок и занятий, театр масок и театр би-ба-бо также можно использовать для подвижных игр. Остановимся подробнее на дидактических играх.
Дидактические театрализованные игры.
1.«В гостях у сказки». Вариант 1.
Педагог демонстрирует сказку, с помощью персонажей пальчикового театра.
Цель: Познакомить со сказкой. Создать радостное настроение у детей.
Вариант 2.
Ребёнок сочиняет сказку самостоятельно (с помощью воспитателя) по предложенным фигурам (1-2 персонажа) .
Цель: Развитие творческих способностей, воображения, развитие связной речи.
Пальчиковый театр можно использовать как пособие для дидактических игр. Также как дидактический материал при проведении занятий, для повышения познавательной активности и поддержания интереса у детей, а ещё можно использовать в режимных моментах.
2. Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: Учить подбирать в уменьшительно-ласкательной форме слова, обозначающие персонажей пальчикового театра.
3. Дидактическая игра «Угадай, кого не стало»
Цель: Развитие внимания, памяти, мышления.
Например, стоят персонажи сказки «Колобок». Детям предложить за 10 секунд рассмотреть персонажей сказки. Затем их закрыть, и дети должны перечислить их, назвать последовательность.
4. Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Цель: Развитие пространственного восприятия, внимания, памяти.
Поменять местами 2-3 персонажей и спросить, что изменилось.
Убрать одного героя и спросить, кто исчез, описать его.
Назвать, кто в этой сказке лишний.
5. Дидактическая игра «Назови соседей»
Цель: Развитие пространственного восприятия, внимания, памяти.
Выставляются персонажи сказки. Просим назвать детей соседей слева, справа, кто первый, кто последний.
6. Дидактическая игра «Творческие рассказы»
Цель: Развитие воображения, умение фантазировать.
После прочтения сказки подумать, что было бы если…Например, Колобка не съела лиса. Мышка не вытянула репку. Петушок не выгнал лису. Что придумала бы Маша, если бы увидел её медведь в коробе и другие.
7. Дидактическая игра «Сравни»
Цель: Развивать сенсорику (тактильные ощущения, познакомить с такими понятиями как форма, цвет, размер; уметь различать тепло и холод, твёрдость и мягкость.
На столе стоят герои сказки, сделанные из разного материала. Например, мышка, сделанная из бумаги, из солёного теста, связанная из шерсти.
Какая мышка на ощупь?
8. Дидактическая игра «Назови сказки»
Цель: Развивать внимание, память, мышление.
Назвать в каких сказках есть герой медведь, заяц, лиса и другие.
Была проведена диагностика знаний и умений детей на начальном этапе в сентябре 2015г и на контрольном в марте 2016г.
Высокий уровень: 3 балла Средний уровень : 2 балла
Низкий уровень: 1 балл
ПАРАМЕТРЫ
Основы театральной культуры
3балла
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре
Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии
2балла
Интересуется театральной деятельностью
Использует свои знания в театрализованной деятельности
1балл
Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре
Затрудняется назвать различные виды театра.
Речевая культура
3балла
Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание
Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев
Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения
Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи
2балла
Понимает главную идею литературного произведения. Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев
Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета
В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)
1балл
Понимает содержание произведения.
Различает главных и второстепенных героев.
Затрудняется выделить единицы сюжета.
Пересказывает произведение с помощью педагога.
Эмоционально-образное развитие
3балла
Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя
2балла
Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности
1балл
Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения
Основы коллективной творческой деятельности
3балла
Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую
2балла
Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности
1балл
Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем
По итогам диагностики видно, что уровень развития детей в театрализованной деятельности вырос, количество 2 и 3 баллов увеличилось.
Проведенное нами исследование и анализ литературных источников позволили прийти к следующим выводам:для наиболее эффективного развития творческих способностей детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей следует начинать в младшем дошкольном возрасте. А поскольку ведущий вид деятельности дошкольников- это игра, то особенно большие возможности развитие творческих способностей имеет в игровой деятельности. Для того, чтобы проверить эффективность работы была проведена промежуточная диагностика. В результате целенаправленной работы по организации театрализованной деятельности дети могут :
-создавать образ персонажей, используя различные средства выразительности (слова, мимику, жесты)
-взаимодействовать с партнером
-действовать с кукольными персонажами (би-ба-бо, пальчиковыми, плоскостными фигурками, сюжетными игрушками)
- легко погружаются в мир фантазий.
Таким образом, разработанная нами система работы по театрализованной деятельности в детском саду оказалась эффективной и способствовала развитию творческих способностей детей.
Работа с родителями способствовала обогащению в группе развивающей среды, сплочению родителей и детей, позволила им лучше понимать друг друга.
Благодаря проведенной работе с педагогами в детском саду стало традицией взаимопосещение театральных постановок.
В дальнейшем планируем продолжить работу по развитию творческих способностей детей :
- пополнить уголок театрализации марионетками и ростовыми куклами;
- сделать традицией отмечать День театра;
-найти пути взаимодействия с воспитателями других детских садов, работающих по театральной деятельности с целью обмена опытом.
Качественный и количественный анализ результатов нашей работы подтверждает целесообразность предложенных театрализованных игр, упражнений и этюдов.