Елена Редькина
Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ-как средство развития творческих способностей детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Редькина Е. А. -
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №46»
г. Братск
Игра является основным видом деятельности для дошкольника. Основное место в развитии и образовательной деятельности детей в ДОУ занимают дидактические игры.
Публикация «Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ-как средство развития творческих способностей детей старшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая задача, сюжет, игровые действия и правила.
В музыкальной деятельности ДОУ широко используются дидактические игры с использованием ИКТ.
Использование ИКТ открывает новые возможности проведения музыкально-дидактических игр с детьми.
Теперь ребенка окружает огромное количество разных источников информации. Развлекательная направленность современных СМИ и компьютерные игры, в которые так любят играть наши дети, способствуют тому, что изменились особенности их восприятия. Дети привыкли к ярким и динамичным образам, быстрой смене визуального и звукового ряда, спецэффектам. Их внимание трудно привлечь и удержать на монотонной и однообразной деятельности, их нелегко удивить и увлечь.
Внедрение ИКТ в музыкально-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:
расширение использования электронных средств обучения; так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
увеличение восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала.
выполняют совместную работу детей во взаимодействии.
обеспечивают наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
дает возможность использования графической, текстовой, аудиовизуальной информации.
с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые сложно показать в повседневной жизни (звуки животных, природы)
позволяет экономить время за счет высокой скорости обновления дидактического материала.
способствует компактному хранению больших объемов информации в текстовой и образной форме
Основное назначение музыкально-дидактических игр-
Формировать у детей музыкальные способности,
Развивать чувство ритма, звуковысотный тембровый и динамический слух
Побуждать к самостоятельным действиям
Обогащать детей новыми впечатлениями, развивать в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Есть и некоторые проблемы:
При стремительном развитии информационных технологий – слабая материально- техническая база ДОУ,
Нет готовых музыкально- дидактических игр.
Цель- Развитие музыкальных способностей детей, углубление представлений о средствах музыкальной выразительности.
Задачи:
а)Учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
б) Развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
в)Совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа, слуховое внимание, музыкальную память.
г)воспитывать коммуникативные навыки в игре. Доброжелательное отношение друг к другу
Система работы.
Начинаю использовать дидактические игры в раннем возрасте
Длительность игры от 2 до 5 минут
В младших группах в качестве героев игры использую животных, их детенышей, программные музыкальные инструменты : «Птица и птенцы», «Угадай голос», Тихие и громкие звоночки» «Бубен и погремушка и другие
.В старших группах к детям приходят сказочные персонажи с определенными заданиями: «Три поросенка», «Три медведя», «Кто в домике живет?»
В игре у детей возникает три цели :
Удовольствие от игры «Хочу»
Выполнять правила игры «Надо»
Творческое выполнение игровой задачи «Могу»
Музыкальная игра имеет следующие задачи:
Коррекционные.
Образовательные.
Развивающие.
Оздоровительные.
Воспитательные.
Классификация МДИ.
Игры, развивающие тембровый слух.
Игры на различение высоты звука
Игры на различение ритма
Игры на различение динамики звука.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных
направлениях:
подготовка к проведению дидактических игр, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят.
1. Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения.
2. Определение наиболее удобного времени проведения дид. игры -на занятиях или в свободное время.
3. Выбор места для игры,где дети могут спокойно играть, не мешая другим.
4. Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры.
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры.
2. Объяснение хода и правил игры.
3. Определение роли музыкального руководителя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.
Подведение итогов игры –это ответственный момент. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов, ее подготовки и проведения :какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.
Это может совершенствовать как подготовку, так и сам процесс.
Я использую м/ д игры с ИКТ во всех частях занятия:
В музыкально-ритмических движениях : «Музыкальная карусель», «Сороконожка», «Веселый мяч»
В восприятии музыки : «Танцуем, шагаем, поем», «Музыкальный теремок», «Угадай музыкальный инструмент»
В пении: «Ветерок», «Дождик-оркестрик», «Солнышко, выходи»
В игре на музыкальных инструментах : «Веселые музыканты», «Музыкальный огород», «Озорная полечка»
Какие же результаты предполагаются
.
Приобщение к музыкальной культуре.
Обогащение музыкальных впечатлений (развивается музыкальная память)
Знакомятся со средствами выразительности, жанрами,
Развиваются навыки восприятия звуков
Развивается творчество, побуждение детей к активным самостоятельным действиям
В своей работе я использую музыкально-дидактические игры с икт, которые беру из Интернет ресурсов, а также игры, которые создаю сама.
Для удобства работы с детьми я создала интерактивный музыкальный альбом «Приключение Колобка, который позволяет детям старшего возраста самостоятельно играть в м/д игры без участия взрослого.
Альбом построен по принципу сказки «Колобок», где герои сказки получают от Колобка определенные задания в виде музыкально-дидактических игр, направленные на развитие ритмического, звуковысотного, тембрового слуха, определение характера и жанровости музыки. В перспективе я хочу создать подобный альбом для детей младшего возраста
Таким образом, при определении значимости использования музыкально-дидактических игр в обучении дошкольников ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкального развития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.
Используемая литература :
. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Москва «Просвещение»,1986.
Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. Москва «Просвещение»,1982
Г. П. Новикова «Музыкальное воспитание дошкольников» пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений, издательство АРКТИ, Москва 2000г.