Лилия Федоровна Огородник
Развитие поисково-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Комментарии к презентации «Развитие поисково-познавательных
способностей детей старшего дошкольного возраста посредством
экологического воспитания в рамках реализации ФГОС ДО»
На экране Сообщение
1 слайд Будущее… Что это? Это то, что будет через час, завтра, через месяц, год. То, что будет после нас – это наши дети. Оно начинается с них.
Публикация «Развитие поисково-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Уважаемые коллеги! В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные и предприимчивые люди, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, и которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть у истоков становления личности.
2 слайд C введением ФГОС ДО, одной из приоритетных задач, является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, а также развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
3слайд
Цель Цель нашей встречи - создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом в вопросах экологического воспитания дошкольников, и повышение профессиональной компетентности.
4 слайд
Задачи Для достижения поставленной цели сформулированы задачи, которые перекликаются с одной из задач стоящих перед нашим детским садом в этом учебном году. Все они направлены на совершенствование воспитательно-образовательной работы по развитию познавательной деятельности у детей через экологическое воспитание.
5 слайд
ФГОС ДО В соответствии со Стандартом, на смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс познания разорванным на части, пришли целостные образовательные технологии. Одной из современных и часто используемых, в последнее время, является организация процесса обучения на интегрированной основе.
6 слайд
Словарь Авторы, многих программ по экологическому воспитанию, считают, что «только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним».
7 слайд
взаимосвязь Работая с воспитанниками, педагоги нашего ДОУ руководствуются принципом взаимосвязи между отдельными видами деятельности, и принципами: системности, научности, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям детей, а также единства работы с семьей.
8 слайд
Социально-коммуникативное В становлении экологического воспитания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей и активности их действий.
9 слайд
Развивающие игры Полнее всего задачам формирования экологического сознания отвечает дидактическая игра. Экологизации дидактической игры способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких знаний, которые подаются в иллюстрациях, картинках и в скрытом виде.
Содержание образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера средствами взаимодействия с окружающими людьми.
10 слайд
Познавательное развитие Чтобы познавательное развитие ребенка при ознакомлении с природой достигло более высокого уровня, необходимо целенаправленное педагогическое руководство этим процессом. Здесь задача педагога в том числе и интегрировано организовать деятельность дошкольников так, чтобы они путём самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практических преобразовательных действий, одновременно овладели новыми знаниями, умениями и навыками, которые дети самостоятельно применяют в своей жизни.
11 слайд
Речевое развитие Содержание образовательной области "Речевое развитие" предполагает формирование речевой грамотности.
Осуществление экологического воспитания проходит через интеграцию различных видов. Давайте их назовем: (раздать участникам семинара до выступления)
• Чтение и обсуждение художественной литературы;
• Заучивание и рассказывание стихов;
• Беседа;
• Составление загадок и рассказов;
• Игры с речевым сопровождением;
• Логоритмические упражнения;
• Речевые ситуации;
• Викторины, КВНы
12 слайд
Художественно-эстетическое развитие Содержание образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Благодаря интеграции образовательных областей ребёнок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию и накапливает впечатления.
Например, тема «Праздник молока» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», а также таких видов деятельности, как: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть, например, утренник.
13 слайд
Труд Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент. Учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение педагогов сводится к доброжелательному пояснению, чёткому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия.
14 слайд
Физическое развитие Также нам представляется возможной интеграция процессов экологического и физического воспитания.
В содержание физкультурных занятий входят сюжетные упражнения и подвижные игры, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы. Также мы организуем и проводим экскурсии в природу, интегрированные (физкультурно-экологические) мероприятия активного отдыха, обучение правилам безопасности во время походов-экскурсий и при выполнении физических упражнений в естественных условиях природной среды.
15 слайд
Интеграция физ. и экологического воспитания Это предполагает интегрированное решение основных задач физического и экологического воспитания.
16 слайд
Взаимодействие с родителями Успешная реализация рабочей программы невозможна без тесного сотрудничества с семьей. Это постепенный и непрерывный процесс.
Целью взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию является повышение экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды, и воспитания детей в данном направлении.
17 слайд
Взаимодействие с родителями В работе с родителями дошкольников в нашем детском саду имеют место традиционные и нетрадиционные формы общения, в основе которых лежат не только пассивные и активные методы, но и интерактивные, где главное – это взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
В общем, для формирования системы знаний об экологическом воспитании дошкольников, в нашем детском саду создан и применяется целый комплекс целенаправленной работы.
18 слайд
Выявление уровня Эколого-педагогическая работа с детьми в течение учебного года дает отчетливые результаты. Наблюдение за уровнем экологической воспитанности дошкольников мы осуществляем на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовывались разные виды деятельности.
Сейчас я вам предлагаю небольшой блиц-опрос, в основе которого я использую одну из форм, указанных на экране «Рассказы с ошибками». Поговорим о том, как растения и животные предсказывают погоду.
19 слайд
Игра Я вам буду называть начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку правильно, но не так как я закончу. Итак… (подсказки заранее раздаются на карточках)
- Паук усиленно плетет паутину – это к дождю. (к сухой погоде).
- Уж на дороге греется – предвещает ветер (предвещает дождь).
- Стрижи, ласточки низко летают – будет хорошая погода (будет дождь).
- Мыши выходят из-под подстилки на снег – за сутки до трескучего мороза (за сутки до оттепели).
- Собака катается по земле, мало ест и много спит – к оттепели (к вьюге).
- Когда цветет черемуха – к ветру (к холоду, заморозкам).
- Если утром трава сухая – к вечеру жди гостей (к вечеру ожидай дождя).
- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – к дождю (к хорошей погоде).
- Из березы течет много сока – к засушливому лету (к дождливому лету).
- Цветы перед дождем – совсем не пахнут (пахнут сильнее).
20 слайд
Подытог Вот на такой познавательной ноте я подведу итог вышесказанному. Путем создания инновационно-развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС ДО, достигается основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно к нему относиться.
21 слайд
Заключение В заключении позволю себе процитировать слова знакомого всем с детства Михаила Пришвина. Мы все их когда-то учили. «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».
Спасибо за внимание!