Получи документы

Интеллектуальные карты как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников

Галина Ивановна Иванова
Интеллектуальные карты как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Интеллектуальные карты, как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста».

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта”.

Г. С. Альтшуллер

Публикация «Интеллектуальные карты как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников» размещена в разделах

Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Педагог должен не только поддерживать естественное возрастное любопытство «почемучек», но и специальными педагогическими приемами стимулировать познавательную активность детей. Роль педагога заключается в умении создать такую образовательную среду, которая поможет ребенку познавать мир в ходе практической деятельности, и научит анализировать полученные факты, систематизировать представления, что невозможно при недостаточной сформированности речи. Поэтому вопрос развития речи дошкольника не только как средства коммуникации, социализации, но и как психического процесса тесно связанного со всеми познавательными процессами (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) всегда стоит особенно остро. Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться над тем, как помочь детям охватить объем информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Поэтому возникает необходимость поиска новых средств, технологий, применение которых будет способствовать развитию как речевых, так и познавательных способностей детей.

В исследованиях отечественных ученых Л. А. Венгера, В. С. Мухиной, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Подьякова говорится, что на протяжении всего дошкольного детства развиваются не только все психические функции, но и закладывается фундамент познавательных способностей. Также эти авторы выделяли ведущую роль наглядно - образного мышления в познавательной деятельности дошкольников.

По моему мнению, эффективной технологией, отвечающей всем обозначенным выше требованиям, является технология создания интеллектуальных карт.

Интеллектуальная карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме, это уникальный и простой метод запоминания информации. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Мыслительную карту (от англ. MindMap - карта ума, умственная карта, ментальная карта или интеллект-карта) придумал американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. Его интересовала мысль о создании метода, объединяющего характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга. Эффективность использования данного метода в образовательном процессе связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие - за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Дети, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Метод интеллектуальных карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогает структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

К числу бесспорных преимуществ использования интеллектуальных карт в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

• Наглядность.

Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями

оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

• Привлекательность.

Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

• Запоминаемость.

Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

На основании вышеизложенного, была определена цель:

развитие речевых и познавательных способностей детей в процессе изготовления интеллект – карт.

И поставлены задачи:

• Создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию познавательных способностей ребенка и активизации детской речи.

Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса: формирование грамматического строя, связной речи, звуковой культуры.

Развитие познавательных интересов, творческого воображения, фантазии, памяти.

Методы достижения целей и задач.

Теоретические:

изучение методической, практической литературы по теме; подбор наиболее эффективных с точки зрения решения поставленных задач методов и приемов; планирование работы.

Эмпирические:

С родителями - консультации, семинары, открытые мероприятия, выставки, обзор методической литературы, собрания, оформление памяток.

С детьми - интегрированная деятельность, беседы, экскурсии в музей, библиотеку, театр, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общего и частей к умению анализировать, дифференцировать, классифицировать предметы.

Статистические:

Анкетирование родителей, простейшее тестирование детей, наблюдение, мониторинг.

Интеллект - карты можно применять следующим образом:

• Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-

карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.

Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно

излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, у них

формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь

становится более точен и разнообразен.

Для эффективности данной деятельности важно соблюдать основные требования:

• Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

• Лист располагается горизонтально.

• Главная идея обозначается в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра

ответвления (в любом направлении). Каждая ветвь имеет свой цвет.

• Над линией – ветвью пишется только одно ключевое слово, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации.

• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

• Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

Наблюдения показали, что благодаря проделанной работе:

- дети стали более осознанно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей;

- в ситуациях общения, повысилась речевая активность;

-появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;

-происходит обогащение детских ассоциаций, развитие фантазии

-пополнение и активизация словарного запаса.

Кроме того в этом виде деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности.

Публикации по теме:

Консультация «Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников» Цель: повысить эффективность речевого развития старших дошкольников посредством использования Су-Джок терапии. Задачи. 1. Воздействовать.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных.

«Интеллектуальные карты» для педагогов«Интеллектуальные карты» для педагогов Метод интеллект-карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово.

Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии Из опыта работы. Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность.

Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитие математических способностей у дошкольников» Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитие математических способностей у дошкольников» «Без игры нет и не может.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы) Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные.

Проект «Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей дошкольников»Проект «Технология оригами как средство развития конструктивных и творческих способностей дошкольников» Актуальность Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей.

Проектная деятельность как средство развития конструктивных способностей старших дошкольников Для современного этапа развития образования характерны поиск и разработка новых форм и технологий образования детей. При этом в качестве.

Программа самообразования на тему «Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Самоанализ деятельности по теме «Технология тестопластики как средство развития творческих способностей дошкольников» В современных условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) особое внимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальные карты как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 12:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллектуальные карты как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ивановна Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД