Ирина Сажаева
Декоративная аппликация как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В сложившейся ситуации в экономике остро стоит проблема
импортозамещения. В этой связи техническое образование в России выходит
на лидирующие позиции. Промышленные регионы продолжают, и в
ближайшем будущем еще острее будут испытывать необходимость в
высококвалифицированных инженерных кадрах или рабочих с инженерным
мышлением. Проблема эта многоуровневая и одной агитацией в
образовательных учреждениях её не решить. Надо искать способы и методы
Публикация «Декоративная аппликация как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
раннего развития у детей комбинаторики, конструирования и моделирования.
Мы работаем в системе дошкольного образования и природосообразность
– основной принцип нашей деятельности, поэтому надо уже сейчас в
знакомых видах деятельности подводить под эти актуальные задачи.
Конструирование лежит в основе любой аппликации - это особого рода
умственная практическая деятельность, предполагающая систему
включенных в нее действий и операций преобразовательного и
познавательного характера. Оно представляет собой форму творческого
отражения действительности, порождающую такой результат, которого в
самой действительности или у субъекта на данный момент времени не
существует. Многие ученые считают, что важным моментом для развития
ребенка является схватывание общей формы, а затем ее уточнение в новый
образ, это и есть творческое мышление, где происходит
переконструирование прежних образов при решении проблемных задач.
В моей группе аппликация - один из самых любимых детьми видов
изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное
расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и2
наклеивания, комбинаций. Дети, выполняя аппликационные работы,
приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на
других занятиях и формируют конструктивное мышление (расположи
элимент в другой плоскости, месте и появится совсем новый образ).
Детей радует, даже вдохновляет бить творцами. Они редко копируют работу,
образец, они стремятся к самовыражению и созданию нового, другого.
Для развития творческого мышления необходимы условия, способствующие
инсайту, то есть поисковая активность ребенка, проявляющаяся в
деятельности. В процессе конструирования дети пробуют установить, на что
похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением
соизмерять длину, ширину, высоту предметов и т. д. по сути действуют как
конструкторы. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких
мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и
связана с развитием внутренней речи.
Специфика аппликации даёт детям возможность активнее усваивать знания
о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и
композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные
формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую, смело
экспериментировать над образами.
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования
и определяется он наличием вариативных, дополнительных авторских
программ. В своей работе выбрала и использую Программу «Цветные
ладошки» Лыковой И. А.
В средней группе реализую следующие разделы программы.
«Знакомство с бумагой».3
«Знакомство с ножницами и клеем». Показать как правильно
пользоваться ножницами и клеем. Рассказать о технике безопасности.
«Знакомство с аппликацией». Виды аппликаций. Вызвать интерес к
технике аппликации. Представить работы выполненные в разных техниках и
из разных материалов.
Знакомство с новыми видами материалов. Вызвать интерес к выполнению
своей работы в этих техниках.
Учу вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага,
ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.
Приобщаю детей к созданию аппликации из природного материала.
Консультирую родителей на тему того, как организовать дома
деятельность ребенка в этом направлении.
Учу проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка,
бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
Создаю условия для самостоятельного художественного творчества.
Развивающая среда : наполняемость и доступность «Уголка
изобразительной деятельности»
Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности -
организация интересной содержательной жизни ребенка: организация
повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, в том числе
мира техники, общение с искусством, материальное обеспечение, а также
учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к
процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы
творчества и мотивация на задания. Формирование мотивов изобразительной
деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной
педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы
является одной из важных задач обучения. Особенно детям нравится
преобразовывать уже устоявшиеся формы готовых предметов и их
использования.
Изучение психологического механизма развития способности восприятия
художественных образов (Венгер Л. А., Запорожец А. В.) привело к выводу о
взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим
бытовым опытом. Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с
этим, от овладения детьми и этим предметом, и средствами и эстетическими
эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру
(Выготский Л. С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания
художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа
самого изображения.
Используя детский дизайн и развитое конструктивное мышление,
появляется возможность преобразовывать ненужные вещи, бросовый
материал в функциональные и красивые предметы быта.
Для себя поняла как проф. установку: я работаю на будущее и это будущее
бросает мне вызов, на который я отвечаю своей деятельностью.
И. А. Сажаева воспитатель МБДОУ «Детский сад №9 «Одуванчик»