Ольга Хромова
ТРИЗ технологии для развития речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
В решении жизненных задач поможет использование игр, основанных на использование приемов ТРИЗ. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Основателем теории является Генрих Саулович Альтшуллер.
Публикация «ТРИЗ технологии для развития речи у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Мы остановимся на использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников.
Вот несколько игр.
Поиск аналогов” — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма, заяц (скачет, шина (из резины) и т. д.
“Поиск противоположного объекта” — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая, уголь (белый — черный, металл (легкий — тяжелый, камень (мягкий — твердый) и т. п.
“Поиск противоположного объекта” — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая, уголь (белый — черный, металл (легкий — тяжелый, камень (мягкий — твердый) и т. п.
“Моя сказка” — выполнение сказочных задач и придумывание новых сказок. Ребнок сам меняет сценарий старых скозок и ищет подходящие решения для сказочных героев.
Игра «вещь в себе». У каждой вещи есть своя история и предыстория. Например, ручка – письменная принадлежность, с помощью которой можно оставить след на поверхности. Историю ручки мы проиграли с детьми средней группы. Все занятия и игры ТРИЗ учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Рассуждения в процессе игр естественным образом развивают детскую речь.