Папки-передвижки

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии

Наталья Козлова
Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии

Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже).

С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Они стремятся использовать добытые факты для объяснения и согласования кажущихся противоречивыми мнений. Человеческое мышление тем более адаптировано к среде, чем более оно организовано.

Публикация «Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии» размещена в разделах

Классификация – это частный случай деления. Деление – логическая операция над понятиями. Деление – это распределение предметов на группы, которые мыслятся в исходном понятии.

В работе с дошкольниками мы пользуемся ТИПОЛОГИЕЙ, т. е. классификацией на основании понятия (типа).

Признаки, по которым дошкольники распределяют математические и сенсорные эталоны объектов.

- по цвету,

- по величине,

- по форме,

- по количеству,

- по вкусу,

- по материалу, из которого сделан предмет,

- по обобщающему слову или родовому понятию (обувь, овощи)

- по функциональному или утилитарному признаку (кушать, ходить)

- по месту расположения,

- объект рукотворного мира или объект природного мира.

Самостоятельное структурирование информации (классификация) дает возможность человеку успешно решать его личные проблемы. ОТСМ-ТРИЗ, на сегодняшний день, единственная технология, позволяющая обучить эффективному решению проблем, а для их анализа необходимы навыки самостоятельного создания классификационных структур.

Технология позволяет не только качественно сформировать классификационные навыки, но и дают возможность развить творческое мышление детей. Он отправляется в самостоятельном поиске ребенком оснований под классификацию. В процессе игры ребенок научается сам выбирать, по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира. Например, мы предлагаем детям популярное задание – «четвертый лишний». Четыре карточки содержат изображения груши, банана, помидора и яблока.

Естественно, что если классифицировать по основному признаку, то потребуется объединить фрукты: яблоко, груша, банан и отделить овощ- помидор. Это правильный, но не единственно верный вариант. Мы можем расклассифицировать эти предметы с детьми и по их цвету, тогда яблоко и помидор могут попасть в одну группу (они оба красные, а банан и груша в другую – они желтые.

А можно и по форме их классифицировать. Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности.

ТРИЗ – на сегодняшний день – единственная технология, позволяющая обучить и обучиться эффективному решению проблем, а для их анализа необходимы классификационные навыки.

При работе с проблемными ситуациями необходим мыслительный процесс отсечения как можно большего количества неактуальной в данный момент информации. Игра «Да – Нет» позволяет достаточно быстро и качественно сформировать эти навыки интеллектуальной деятельности.

Алгоритм метода:

- обозначение объектов в проблемной ситуации,

- выявление имен признаков и их значений у объектов по разным основаниям,

- отсечение ненужных имен признаков и их значений в проблемной ситуации,

- рефлексия (осознание способа сужения поля поиска). Суть игры сводится к разгадке некой тайны. Один человек загадывает – другой отгадывает. Отгадку можно найти при помощи вопросов. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить «Да» или «Нет».

Игра «Да-Нет» в линейном ряду

Цель: найти загаданную ведущим картинку, с помощью наименьшего количества вопросов.

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.

Вопросы, на которые ведущий отвечает «да»

- Это справа от поросенка? (поросёнок-серединный объект)

- Это слева от козы? (коза- серединный объект в оставшейся части)

- Это кот?

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии
Опубликовано: 28 января 2021 в 21:14
+225Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 81.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД