Наталья Козлова
Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии
Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже).
С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Они стремятся использовать добытые факты для объяснения и согласования кажущихся противоречивыми мнений. Человеческое мышление тем более адаптировано к среде, чем более оно организовано.
Публикация «Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии» размещена в разделах
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Классификация – это частный случай деления. Деление – логическая операция над понятиями. Деление – это распределение предметов на группы, которые мыслятся в исходном понятии.
В работе с дошкольниками мы пользуемся ТИПОЛОГИЕЙ, т. е. классификацией на основании понятия (типа).
Признаки, по которым дошкольники распределяют математические и сенсорные эталоны объектов.
- по цвету,
- по величине,
- по форме,
- по количеству,
- по вкусу,
- по материалу, из которого сделан предмет,
- по обобщающему слову или родовому понятию (обувь, овощи)
- по функциональному или утилитарному признаку (кушать, ходить)
- по месту расположения,
- объект рукотворного мира или объект природного мира.
Самостоятельное структурирование информации (классификация) дает возможность человеку успешно решать его личные проблемы. ОТСМ-ТРИЗ, на сегодняшний день, единственная технология, позволяющая обучить эффективному решению проблем, а для их анализа необходимы навыки самостоятельного создания классификационных структур.
Технология позволяет не только качественно сформировать классификационные навыки, но и дают возможность развить творческое мышление детей. Он отправляется в самостоятельном поиске ребенком оснований под классификацию. В процессе игры ребенок научается сам выбирать, по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира. Например, мы предлагаем детям популярное задание – «четвертый лишний». Четыре карточки содержат изображения груши, банана, помидора и яблока.
Естественно, что если классифицировать по основному признаку, то потребуется объединить фрукты: яблоко, груша, банан и отделить овощ- помидор. Это правильный, но не единственно верный вариант. Мы можем расклассифицировать эти предметы с детьми и по их цвету, тогда яблоко и помидор могут попасть в одну группу (они оба красные, а банан и груша в другую – они желтые.
А можно и по форме их классифицировать. Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности.
ТРИЗ – на сегодняшний день – единственная технология, позволяющая обучить и обучиться эффективному решению проблем, а для их анализа необходимы классификационные навыки.
При работе с проблемными ситуациями необходим мыслительный процесс отсечения как можно большего количества неактуальной в данный момент информации. Игра «Да – Нет» позволяет достаточно быстро и качественно сформировать эти навыки интеллектуальной деятельности.
Алгоритм метода:
- обозначение объектов в проблемной ситуации,
- выявление имен признаков и их значений у объектов по разным основаниям,
- отсечение ненужных имен признаков и их значений в проблемной ситуации,
- рефлексия (осознание способа сужения поля поиска). Суть игры сводится к разгадке некой тайны. Один человек загадывает – другой отгадывает. Отгадку можно найти при помощи вопросов. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить «Да» или «Нет».
Игра «Да-Нет» в линейном ряду
Цель: найти загаданную ведущим картинку, с помощью наименьшего количества вопросов.
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.
Вопросы, на которые ведущий отвечает «да»
- Это справа от поросенка? (поросёнок-серединный объект)
- Это слева от козы? (коза- серединный объект в оставшейся части)
- Это кот?