Ирина Лесникова
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ).
Задачи:
Образовательные: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по теме: составление описательного реалистического и фантастического типа рассказа по картинам (сюжетная картина, серия картин, портрет, натюрморт, пейзаж, формировать умение высказывать свои мысли.
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе „Путешествие с кубиком по картинам“ (по технологии ТРИЗ)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Развивающие : развивать память, мышление, внимание; связную, монологическую речь. Добиваться полных ответов на вопросы, умение слушать и оценивать ответы сверстников, Обогатить и активизировать словарный запас. Развивать умения системному анализу объекта, рассказыванию придуманных детьми сравнений, загадок, метафор (загадочных фраз, рифмованных текстов, лимериков.
Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение к сверстникам, формировать коммуникативные навыки.
Материалы и оборудование: картины, по которым составлялись рассказы в течение года; сундучок, кубик с изображением алгоритма работы по картине (по технологии ТРИЗ, схематические карточки и иллюстрации для составления сравнений, метафор, загадок, рифмованных текстов, лимерика, системный оператор. Мольберт, «подзорные трубы», волшебники Объединения, Времени, указка.
Методы и приемы: ТРИЗ – технология. «Подзорная труба», системный оператор, художественное слово, «Кто назовет друзей». "Пришел в гости волшебник Объединения, Времени», «Я слышу», «Я ощущаю запах», «Я трогаю рукой". «Машина времени». Пространственная «Да – нет ка», «Ожившая картина». «Самое удачное название картины»
Модели мышления: составление рассказов, сравнений, загадок, метафор, рифмовок, лимериков, системный оператор, пространственная «Да – нет»
Ход НОД.
.I. Доброе утро! Я вам говорю! Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься. Слушать внимательно, ума набираться! Улыбнулись друг другу.
II. Ребята, сегодня утром я пришла в детский сад и обнаружила этот сундучок. Вы хотите посмотреть, что там внутри? Давайте посмотрим. (воспитатель достает кубик)
- Что бы это значило? А давайте его подбросим 1, 2, 3, 4, 5 – будем кубик мы бросать. Смотрите выпала схема. Вам она знакома? (показ детям) Раз она говорит о том, что надо назвать объекты. Возьмите свои подзорные трубы и назовите объекты на картине. (дети перечисляют)
А кубик меня зовет к следующей картине. Отправляемся путешествовать дальше. Подходим с детьми к картине и бросаем кубик со словами : «1, 2, 3, 4, 5 – будем кубик мы бросать». Какая схема выпала? «Давайте в подзорные трубы посмотрим и назовем друзей волшебника Объединения». (дети называют взаимосвязи) Молодцы нашли взаимосвязи в картине. Как мы ее назвали? (Пейзаж «Голубая весна и белые березы»)
Отправляемся в путешествие с кубиком дальше. Подходим с детьми к другой картине и бросаем кубик со словами : «1, 2, 3, 4, 5 – будем кубик мы бросать». Какая схема выпала? Правильно. Приходит волшебник Времени и помогает нам войти в картину. А с ним волшебник «Я слышу», «Я ощущаю запах», «Я трогаю рукой». (перед детьми на мольберте две картины. Они выбирают по желанию).
Так как, называется эта картина? «Ежиха и ежата» А какой характер у ежихи, ежонка? А рядом висит какая картина? Портрет «Аленушка». А эта картина из реального или фантастического мира? (из реального) Как одета Аленушка? (Бедно. В стареньком выцвевшем сарафане. В порванной блузке. На босу ногу)
Прочитайте по схеме «загадочную фразу», о чем она? (золотые монетки плавают в озере. О листочках).
Отправляемся за кубиком дальше. Подходим с детьми к другой картине Как называется картина? (Натюрморт «Овощи и фрукты»)
Давайте поиграем в пространственную игру «Да – нет». Я загадываю объект, а вы меня спрашиваете. Я отвечаю только да или нет. А теперь оживим картину и составим ее на ковре из детей (ребенок выбирает объект из картины, рассказывает, где он на картине расположен и изображает на ковре)
После изображения на ковре бросаем кубик со словами : «1, 2, 3, 4, 5 – будем кубик мы бросать». Какая схема выпала? Дети по схемам читают сравнения: Виноград по вкусу такой же сладкий, как по вкусу сладкие конфеты. Виноград по цвету такой же фиолетовый, как по цвету фиолетовая слива. Виноград по форме круглый, такой же, как по форме круглые ягодки. загадочную фразу: Я выбираю объект – перец и составляю про него загадочную фразу: В тарелке лежит жгучий огонь. загадку: Я выбираю объект – капуста и составляю про нее загадку: Зеленая, как огурец. Круглая, как яблоко. Большая, но не арбуз. рифмованный текст Я выбираю объект – огурец и составляю про него рифмованный текст: Жил – был зеленый огурец. Летал он как скворец. И подметал он дворец. Прыгал он как кузнец. Вот такой был молодец!
Отправляемся путешествовать дальше. Подходим с детьми к следующей картине. Бросаем кубик со словами : «1, 2, 3, 4, 5 – будем кубик мы бросать». Какая схема выпала? Садимся на машину времени и расскажем, что было в прошлом объекта и что будет в будущем. Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)
Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри! (дети на системном операторе из предложенных объектов выбирают один)
А кубик меня зовет к следующей картине. Отправляемся путешествовать дальше. Подходим с детьми к картине. «Как она называется»? («Зимние забавы») и бросаем кубик со словами : «1, 2, 3, 4, 5 – будем кубик мы бросать». Какая схема выпала? Какие пословицы вы помните к этой картине? (Мороз не велик, да стоять не велит. Береги нос в большой мороз). Объясните, как вы их понимаете.
III. Ребята, возьмите ладошки. Если понравилось зеленого цвета. А если нет – красного. А что тебе больше всего понравилось? А какая твоя любимая картина, сравнение, загадочная фраза, загадка, рифмованный текст, лимерик (Жили были на белой березе почки. И распускались из нее желтые цветочки. А на траве рядом росли белые пенечки. И распускались у них зеленые листочки. Вот такая была береза.) Вы, ребята, молодцы! Особенно отличились (называю несколько детей). А кубик со схемами мы положим в сундучок и оставим в группе. Пусть он нам и в дальнейшем будет помогать путешествовать по картинам.