Ольга Завьялова
Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ».
Подготовили для городской методической недели «Современные образовательные технологии в образовательном процессе»:
учитель-логопед Красильникова Н. П.
музыкальный руководитель Завьялова О. С. ,
инструктор по физическому воспитанию Арбузова Е. И. ,
воспитатель Казначеева О. В.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Цель: применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекции и развитии речи дошкольников.
Задачи : обучить детей приёмам сохранения здоровья
• стимуляции работоспособности и мышления
• снятие напряжения
• восстановление сил
закрепить умение правильно произносить гласные А, О, Э, И, У и шипящие звуки Ш, Ж,Ч;
способствовать:
формированию навыков связного высказывания,
развитию коммуникативных качеств,
умению высказывать собственную точку зрения,
делать простейшие выводы;
развивать:
слуховое внимание,
силу голоса,
ритмическое восприятие,
творческие способности детей,
интонационную выразительность речи.
Оборудование: мячи большие с буквами (12шт.); мячи с шипами (11шт.); пиктограммы (3шт.); чемодан; интерактивная доска; диск «Несерьёзные уроки. Английский. 1 шаг.»; детские музыкальные инструменты: маракасы, музыкальные треугольники, металлофоны, ксилофоны, колокольчики; ленточки; маска «кошка»; бантики, колпачки, береты, звёзды красного, жёлтого, синего, зелёного цвета (по 4 шт.); кубики-модули (4 шт.) красного, синего, жёлтого, зелёного цвета; игрушки - обезьяна и медведь; костюм инопланетянина.
Ход занятия
Организационный момент, приветствие детей.
Дети берутся за руки и говорят: «Доброе утро!»
Слышится странный звук.
Логопед: Что это?
Дети высказывают разные предположения о звуке.
Появляется инопланетянин.
Инопланетянин:Здрав-ствуй-те! (Говорит монотонно и отрывисто).
Логопед: Здравствуйте! Кто Вы?
Инопланетянин: Ме-ня зо-вут Ай-лу. Я при-лет-ел с пла-не-ты Да-ян. Про-лета-я ми-мо дру-гих пла-нет я слы-шал, как о-ни зву-чат. Од-ни вот так: ч-ч-ч-ч-ч; дру-ги-е вот так: б-б-б-б-б; а ва-ша пла-не-та зву-чит так:у-у-у-у… На Зем-ле толь-ко та-ки-е зву-ки?
Игра «Планета»:
Дети показывают, как звучит Земля: л-л-л, щ-щ-щ, м-м-м, ж-ж-ж, в-в-в….
Инопланетянин: Я бы-вал на мно-гих пла-не-тах и слы-шал, как на раз-ных пла-не-тах го-во-рят на раз-ных я-зы-ках. Я при-вёз вам по-сла-ни-е от жи-те-лей пла-не-ты Да-ян.
На интерактивной доске появляются фигурки пришельцев. Они беззвучно поют и играют на музыкальных инструментах.
Логопед: Дети, вы что-нибудь слышите? (Дети отвечают) А почему ничего не слышно?
(Потому что нет звука)
Инопланетянин: Я вам пе-ре-ве-ду: «А-Э-И-О-У»…
Логопед: Дети, а вы знаете, какие это звуки?
Дети: Это гласные звуки.
Логопед: А какие ещё бывают звуки?
Дети: Согласные звуки.
Логопед: Ребята, а люди общаются при помощи звуков? (Дети отвечают)
-Правильно, словами. А слова из чего состоят? (Дети отвечают). А слоги из чего состоят? (Дети отвечают).
-Ребята, давайте поприветствуем жителей планеты Даян «Песенкой про гласные»!
«Песенка про гласные»
Беседа о красивой и правильной речи.
Инопланетянин: Ка-ка-я у вас плав-на-я и кра-си-ва-я речь! А что вы де-ла-е-те, что бы так го-во-рить?
Дети: Надо много тренироваться! Нужно делать гимнастику для язычка!
Надо правильно питаться! Надо делать зарядку! Надо пальчики тренировать!
Инопланетянин: Ре-бя-та! По-ка-жи-те всё, чему вы на-у-чи-лись, а я пой-ду к ра-ке-те и бу-ду об-щать-ся с ва-ми по скайпу.
Инопланетянин уходит.
Логопед: Дети, что такое скайп?
Дети: Это такое устройство, когда человек разговаривает, он видит того, с кем разговаривает на экране компьютера.
Логопед: Айлу сейчас всё хорошо видит.
Су Джок-терапия и автоматизация звука Ж в чистоговорках.
Логопед: Ребята, с помощью этих мячиков мы покажем здоровьесберегающую технологию Су Джок-терапия, которая поможет нам в развитии речи.
Дети снимают чешки и садятся на коврики, катая мячики руками и ногами, проговаривая чистоговорки.
Чистоговорки:
Жа-жа-жа-жа- - дети встретили ежа; катать мяч руками сверху вниз, до живота.
Жи-жи-жи-жи- под кустом живут ежи; катать мяч вправо-влево руками по животу.
Жу-жу-жу-жу- молока налью ежу; катать мяч правой ногой вперед-назад.
Жо-жо-жо-жо- осенью в лесу свежо; катать мяч левой ногой вперед-назад.
(Дети складывают мячи в корзинку).
Работа с пиктограммами.
Открывается занавес. На полу стоит чемодан с пиктограммами.
Логопед: Какой чудесный чемодан! Посмотрим, что в нём?
(Дети подходят к чемодану. Кто-нибудь из детей открывает его.)
Логопед: Да это же пиктограммы! А вы знаете, что это такое?
Дети: Это рисунки. Это схемы.
Логопед: Правильно. Пиктограмма – это рисунок с зашифрованным заданием.
(Достает первую пиктограмму «Язык»)
Логопед: Ребята, догадайтесь, что означает эта пиктограмма?
(Дети высказываются).
Логопед: Ребята, кто понял, что означает эта фигура? (Дети: Язык.)
-Что будем делать? (Дети отвечают).
-Правильно. С помощью этой пиктограммы мы покажем технологию биоэнергопластика, применяемую при выполнении артикуляционной гимнастики.
Артикуляционные упражнения с движением кистей рук
Логопед: Дети, найдите 2-ю пиктограмму.
(Дети показывают рисунок «Книга»).
Догадайтесь, что будем делать?
Сейчас наши дети прочитают по ролям стихи «Я красиво петь могу».
Я красиво петь могу.
Однажды я, разгорячась,
Воды холодной выпил всласть,
Потом мороженое съел
И …захрипел, и засипел…
Стал голос тихим и больным,
Как будто вовсе не моим!
Играли как-то мы в хоккей-
Кричал я громче всех друзей!
Потом по грудь в сугроб залез
И голос мой совсем исчез.
С тех пор кричать я перестал,
Воды холодной пить не стал,
Не прихожу домой в снегу,
Зато красиво петь могу!
Дети достают 3-ю пиктограмму «Зарядка».
Логопед: Угадайте, какое задание здесь зашифровано?
Дети: Зарядка. Физкультура.
Логопед: А кто в нашем садике проводит с вами зарядку и физкультурные занятия, подвижные игры.
Дети: Екатерина Игоревна.
Логопед: Екатерина Игоревна покажет с ребятами технологию развития общей моторики в виде подвижной игры «Горошина» и координации речи с движением «Дедушка Рох».
Подвижная игра «Горошина».
По дороге Петя шел – ребенок с фитболом внутри круга движется противоходом.
Он горошину нашёл – на слово «нашел» передает фитбол ребенку.
А горошина упала – дети останавливаются, руки вверх.
Покатилась и пропала – «горошина» выбегает из круга и катит фитбол между детьми змейкой.
Ох,ох,ох,ох! – ведущий выбирает следующего и передает мяч ему.
Где-то вырастет горох! – ребенок, получивший мяч, выходит в круг и поднимает его над головой.
Координация речи с движением.
Дедушка Рох
Дедушка Рох
Посеял горох, - дети на фитболах стучат пальцами по коленям и покачиваются
на мячах.
Землю пахал,
Тяжко вздыхал, - скребут пальцами по мячу и наклоняются влево – вправо.
Когда убирал,
Пот утирал. – вытирают лоб тыльной стороной ладони, поворот влево-вправо.
Когда молотил,
По пальцу хватил. – стук кулаками по коленям, поднимая и опуская пятки,
прокатывать мяч вперед-назад.
Зато, когда ел,
Язык проглотил – руки ко рту, покачивая фитболом.
До того было вкусно! - ноги вперед – в стороны на пятки, поднять руки вперед –
- в стороны, большие пальцы вверх.
Логопед: хвалит детей за ловкость и предлагает отдохнуть и расслабиться.
-Сейчас мы покажем технологию релаксация в виде самомассажа лица и шеи,
а также применение древневосточных жестов – мудр.
Самомассаж лица и шеи.
(Выполняется сидя на ковре по-турецки)
На полянку, на лужок – растяжка от середины лба к вискам.
Тихо падает снежок – нежно промакивать лицо и шею пальцами.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки – гладить лицо от переносицы к вискам.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок – круговые движения ладоней.
Пляшут все снежинки,
Белые пушинки - пальцы бегают по всему лицу и по шее.
Логопед: А теперь сделаем мудру «Морской гребешок», она придаст нам силы. Сделаем мудру «Знание», произнесем: «Ммммммм….».
Вспыхивает яркий свет (в виде разноцветных пятен).
Появляется инопланетянин Айлу.
Инопланетянин: Спасибо ребята, я узнал много нового, научился говорить на вашем прекрасном русском языке гораздо лучше! (Говорит плавно)
Открывается занавес.
На сцене: детские музыкальные инструменты, игрушки - медведь и обезьяна,
кубики-модули красного, синего, желтого, зелёного цветов, на кубиках – береты, колпачки, банты, звёзды соответствующих цветов.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте!
Инопланетянин: Здравствуйте! Как здесь интересно! Какие необычные предметы!
(Берет в руки 1-2 музыкальных инструмента).
У них тоже есть голос? Они умеют разговаривать?
(Дети высказываются).
Музыкальный руководитель: Сейчас мы покажем ритмодекламацию «Дождь и кошка» с использованием методики музыкотерапевта Т. А. Боровик. Вы увидите, как ребята с помощью музыкальных инструментов украсят речь и сделают её более выразительной.
(Детям предлагается по желанию инсценировать или озвучивать с помощью музыкальных инструментов стихотворение «Дождь и кошка».)
Дождь и кошка
Крупные капли стучали по крыше.
Глядя на мокрые нитки дождя.
Кошка решила, что свесили мыши
Хвостики с неба.
И, чуть погодя, хищница - прыг из окна,
У калитки плюхнулась в лужу!
А кто виноват?
Глупая кошка промокла до нитки,
Фыркнула и – побежала назад.
Инопланетянин: Как красиво вы играли и читали стихи! Мне очень понравилось!
(Подходит к игрушкам, берёт одну)
- Какой необычный землянин! Здравствуйте! А почему он не отвечает?
(Дети поясняют)
Музыкальный руководитель: Попробуем научить их смеяться.
А поможет нам в этом дыхательно-голосовая игра «Все игрушки любят смех».
(Предлагает разделиться на 2 группы-«Мишки» и «Мартышки», напоминает, что надо правильно брать дыхание)
Инопланетянин: Как это - правильно брать дыхание?
(Дети объясняют).
Инопланетянин: Дети, а вы умеете смеяться?
Дыхательно-голосовая игра «Все игрушки любят смех». Все игрушки любят смех-ха-ха-ха!
Это хаханьки для всех –ха-ха-ха!
Нам смешинка в рот попала –ха-ха-ха!
И в животике застряла – ха-ха-ха!
Мишки весело хохочут-ха-ха-ха!
Низким голосом грохочут-ха-ха-ха!
И мартышки верещат –ха-ха-ха!
Тонким голосом пищат –ха-ха-ха!
(Нажать на «мешочек со смехом»)
Инопланетянин смеётся:
-Я научился смеяться! Вижу вы хотите устроить праздник, приготовили наряды.
(обращает внимание на головные уборы, предметы разного цвета).
Дети объясняют, что это для игры «Угадай-ка»
Проводится музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка»:Ребёнок по желанию выбирает головной убор, или предмет и пропевает знакомую скороговорку – песенное творчество, в соответствии с цветом предмета: зелёный цвет – используя разный темп, красный цвет – используя разные эмоции, синий - используя разную динамику - форте или пиано, жёлтый – используя разные музыкальные штрихи (стаккато, легато). Дети угадывают: какой темп, эмоцию, или музыкальный штрих использовал ребёнок.
Последним играет инопланетянин. Он поёт скороговорку плавно и выразительно.
Скороговорки
1. Тише, мыши! Кот на крыше, а котята еще выше.
2. Шапка да шубка – вот и весь Мишутка!
Музыкальный руководитель хвалит инопланетянина.
Инопланетянин: Я очень рад знакомству с вами, земляне.
Вы научили меня красиво говорить на русском языке.
Давайте, ребята, все вместе беречь…
Дети складывают из букв слова «русскую речь!»
- А теперь устроим веселый карнавал!
(Дети надевают головные уборы и идут по залу пританцовывая – танцевальное творчество)
Звучит музыка «Карнавал»
Логопед: Айлу, Мы приглашаем тебя познакомиться с нашим детским садом!