Татьяна Коробицына
Тематическое занятие «Война 1812 года: Бородинское сражение», с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- продолжать формировать патриотические чувства у детей, потребность детей в получении исторических знаний.
-познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой отечества - Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа; с тем, кто защищал Россию в те времена.
- воспитывать в детях чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.
Наглядный материал:
- портреты М. И. Кутузова, Наполеона, Василисы Кожевниковой, Дениса Давыдова, Багратиона, Раевского, Александра 1
Публикация «Тематическое занятие „Война 1812 года: Бородинское сражение“, с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Бородинское сражение, 7 сентября
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- иллюстрации Бородинского сражения, памятника Кутузову, Триумфальной арки, Храма Христа Спасителя, памятник ВОВ 1812года, памятник Кутузову.
- поднос с бородинским хлебом.
Ход непосредственно – образовательной деятельности1. Организационный момент – физкультминутка «Журавли».
«Поглядело солнце вправо, а потом налево
Лучи свои расправило, и нас теплом согрело.
Руки как ветки, а мы как деревья
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем, и резко опустим
Так ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки, и плавно помашем
Так в небе летят журавли
И как они сядут – мы тоже покажем
Как крылышки сложат они».
Звучит музыка композитора В. Баснера из песни «С чего начинается Родина»
- Ребята, а что для вас значит слово Родина? (ответы детей)
(картинка о России)
У каждого народа есть своя история, а в истории такие моменты, по которым можно судить о силе и величии духа.
Россия – страна богатая и красивая, а русский народ – смелый и мужественный.
Стих. Читает ребенок
Россия, моя Россия
И боль моя и любовь
И беды и пули косили
Но ты поднималась вновь.
Многие хотели овладеть Россией. И вот 200 лет назад на нашу Родину напала
армия французского императора Бонапарта Наполеона.
-Ребята, а кто мне может рассказать о нем? (ответы детей)
(В далекой стране Франции появился новый император. Звали его Наполеон. Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову. Но его иначе как «великий император», «великий полководец». Захотелось ему стать властелином всей Земли. И начал он воевать. Много государств покорилось ему – он завоевал почти все страны Европы. Но ему этого было мало. Огромные просторы России манили его. Подчинить себе Россию. И вот напал он на Россию).
- Да, он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги. Если овладею Питербургом – я возьму его за голову. Но заняв Москву – я поражу ее в самое сердце»
- Ребята, как вы думаете, почему Москву называют сердцем России?
(ответы детей).
-Ребята, а кто был главным командующим русской армии? (ответы детей).
- Но вскоре он уехал из армии, и был назначен новый главнокомандующий.
-Кто знает? (ответы детей)
- А что вы знаете о Кутузове? Ответы детей.
(Участвовал во многих войнах и сражениях. Имел много наград. В сражении с турками был тяжело ранен в голову. Царица Екатерина отправляла его лечиться за границу. Она говорила: «Кутузова надо беречь, он станет великим полководцем».)
- Правильно.
Солдаты знали его и любили.
-Что они говорили? «Пришел Кутузов – бить французов».
- Русские войны ценою своих жизней старались защитить Москву, к которой так стремились французские войска. Они готовились к бою. И на поле, возле села Бородино под Москвой 7 сентября произошло самое знаменитое сражение.
- Ребята, как называлось это сражение? (ответы детей)
Да. Это было Бородинское сражение. Русские войны сражались не на жизнь, а на смерть.
Самое страшное сражение было под Москвой, Наполеон увидел, что русские непобедимы!» Только темная ночь остановила бой.
Что приказал делать солдатам Кутузов?
(Русских было намного меньше, чем французов, и Кутузов приказал отступить, чтобы сохранить войска и потом вновь ударить по врагу.)
«С потерей Москвы ещё не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна, - эти слова Кутузова вошли в историю.
Гордо вошёл Наполеон в Москву и стал ждать, когда к нему явятся русские. Но никто к нему и не думал идти на поклон. Москва была пуста. Жители ушли из нее.
Французы вошли в Москву, город горел. Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир.
А. С. Пушкин написал в своём стихотворении.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою
Не праздник, не приемный дар
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Но никто ему мира не предлагал. И что произошло? (Ответы детей)
(французам нечего было есть, они мёрзли, и тогда Наполеон решил уйти из Москвы, так и не дождавшись покорности русского народа. Кутузов заставил Наполеона идти по той же дороге, по которой он пришел в Россию. А там все было разрушено и пусто. Французские солдаты мёрзли, голодали. Во время одного из боев на реке Березине Наполеон чуть не попал в плен. И тогда он бросил своё войско и убежал во Францию. Так и не удалось ему покорить Россию)
- К концу 1812 года война окончилась полным истреблением врага. Наша армия победила, враг был изгнан с русской земли.
Во время войны с французами было много героев.
Каких героев вы знаете? (ответы детей)
(Кутузов, Раевский, Багратион, Давыдов, Василиса Кожина)
А что сделала В. Кожина?
(она подняла на борьбу с врагом женщин и даже детей, и они смогли взять в плен много французов.)
-Ребята, а вы хотели бы походить на этих героев – да.
Песня «Гусарская баллада»
Толкование пословицы.
- Ребята, у русского народа есть одна пословица «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
Как вы ее понимаете?
- Можно ли ее отнести к теме нашего занятия?
- А сейчас мы с вами с помощью пословиц отгадаем кроссворд.
Кроссворд
1. Летит гусь на святую Русь.
2. Сам себя сжёг, сам и поморозил. (о ком речь)
3 Был не опалён, а из Москвы вышел опалён. (О ком речь)
4. От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.
5. Поле русской славы. (Это)
6. На француза и вилы ружьё.
7. За нами Москва!
8. Приехал Кутузов бить французов.
Молодцы!
- Ребята как наш народ во все времена сохранял память о войнах, об исторических событиях? (строил памятники, храмы).
-В честь этого великого исторического события воздвигнуто много памятников.
Сразу же после войны русские люди стали собирать деньги на постройку храма в честь победы над французами. Этот храм построили и назвали Храм Христа Спасителя, потому что люди верили, что Бог им помог (смотрят иллюстрацию Храм Христа Спасителя)
Триумфальные ворота (смотрят фотографию). Через эти ворота проходили русские войска, возвращавшиеся с победой из Франции. Триумф – это значит победа. Поэтому ворота так и называются – Триумфальные.
Памятник ВОВ 1812 года на Бородинском поле.
Памятник Михаилу Кутузову и другим героям этой войны.
Все картины, которые мы сегодня увидели по ходу нашего занятия хранятся в музеях.
Об этой войне было сложено много стихов и песен, написано много книг. Знаменитый русский поэт М. Ю. Лермонтов написал стихотворение
«Бородино». Послушайте небольшой отрывок.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умрите ж под Москвой,
Как наши братья умирали»
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
- Составьте восклицательное предложение со словом «Слава».
(Дети составляют)
А сейчас небольшой сюрприз для вас, ребята!
Я хочу рассказать вам очень красивую и необычную историю.
Оказывается, мы можем не только услышать, вспомнить, но и. попробовать вкус истории войны 1812 года.
В честь великого сражения осталась ещё одна память – популярный и в наше время вкусный ржаной хлеб – бородинский.
Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших Отечество от армии Наполеона.
(Достаю 2 буханки Бородинского хлеба: одна целая - для показа детям, а вторая - на блюде, разрезанная на кусочки, но пока закрытая полотенцем).
3.Итог занятия.
- Вот и подошло к концу наше путешествие по истории нашей Родины.
-О каком историческом событии мы с вами сегодня говорили?
Что вам больше всего понравилось в занятии?
А что бы вы еще хотели узнать?