Людмила Шемякина
Занятие по ознакомлению детей с событиями в истории России «Отечественная война 1812 года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей старшей группы с Отечественной войной 1812 года.
Задачи:
- продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний.
-познакомить детей с событиями в истории России, связанными с защитой отечества - Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа; с тем, кто защищал Россию.
- воспитывать в детях чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.
Наглядный материал:
Темочки:
- Бородинское сражение, 7 сентября
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- портреты М. И. Кутузова, Наполеона, Василисы Кожевниковой, Дениса Давыдова, Багратиона, Барклая де Толли.
- иллюстрации с изображением Бородинской панорамы, памятника Кутузову, Триумфальной арки, Храма Христа Спасителя.
- силуэты белых голубей, изображение планеты Земля.
Ход образовательной деятельности:
Вхождение в образовательную деятельность (в кругу).
- Ребята давайте поздороваемся с гостями.
- Посмотрите вы на нас, мы ребята супер класс, дружные и смелые, а еще умелые, можем многое мы делать, клеить, резать, шить, плести, хорошо себя вести. Посмотрите вы на нас мы ребята супер класс.
(подходим в уголок природы к глобусу)
- Дети, в какой стране мы живем?
- В России.
- Правильно, в России. Какая она наша Родина, наша Россия?
- Большая, красивая (ответы детей)
- Мы живем в самой красивой, самой богатой стране. Наша страна богата лесами — в которых живет много диких животных; морями, озерами, реками, в земле много железа, золота, нефти, газа. Поэтому многие враги России хотели захватить наши земли, а людей живущих на Руси сделать рабами.
Но народ русский не хотел быть рабом! И мужчины становились защитниками: шли на войну и защищали Отечество!
- Дети, скажите кого называют защитниками (ответы детей)
- Есть исторические события, рассказы о них длятся века. О таком историческом событии начала 19 века мы с вами узнаем сегодня.
- Присаживайтесь на стулья.
(На экране портрет Наполеона).
- В далекой стране Франции появился новый император. Звали его Наполеон. Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову. Но его иначе как «великий император», «великий полководец» не называли. Захотелось ему стать властелином всей Земли. И начал он воевать. Огромные просторы России манили его. И вот напал он на Россию. Но не покорились ему земля русская, не покорился ему народ смелый. Стеной встал он на защиту Родины и дал отпор врагу. Война с Наполеоном, с французской армией получила название Отечественной, так как все русские люди: и бедные, и богатые, и горожане, и крестьяне – поднялись на защиту своего Отечества.
(На экране портрет Кутузова).
- Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов. Он участвовал в военных походах. При штурме он получил ранение в голову, и его правый глаз перестал видеть. Он носил черную повязку. Солдаты уже давно его знали и любили. Они говорили: «Приехал Кутузов бить французов!» Кутузов остановил русскую армию возле села Бородино под Москвой, где произошло самое знаменитое сражение. Врагов было в два раза больше, но русские сражались не на жизнь, а на смерть.
(Иллюстрация Бородинского сражения).
8 сентября 1812 года произошло Бородинское сражение. Это было страшное сражение! Только темная ночь остановила бой. Наполеон потом сказал: «Самое страшное сражение из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!» Русских было намного меньше, чем французов, и Кутузов приказал отступить, чтобы сохранить войска и потом вновь ударить по врагу. «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна, - эти слова Кутузова вошли в историю. Гордо вошёл Наполеон в Москву и стал ждать, когда к нему явятся русские. Но никто к нему и не думал идти на поклон. Москва была пуста. Жители ушли из нее.
Матвей прочитает стихотворение А. С. Пушкина.
Напрасно ждал Наполеон
Последним счастьем упоенный.
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою
Не праздник, не приемный дар
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
(Иллюстрация Пожара Москвы)
Город горел. Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир. Но никто ему мира не предлагал. Французам нечего было есть, они мёрзли, и тогда Наполеон решил уйти из Москвы, так и не дождавшись покорности русского народа. Кутузов заставил наполеона идти по той же дороге, по которой наполеон пришел в Россию. А там все было разрушено и пусто. Французские солдаты мёрзли. Голодали. Во время одного из боев Наполеон чуть не попал в плен. И тогда он бросил своё войско и убежал во Францию. Так и не удалось ему покорить Россию!
-Ребята, кого можно назвать героем войны? (дети отвечают)
(Портреты героев войны).
Во время этой войны с французами было много героев, и народ их помнит. Одна простая женщина, Василиса Кожина, подняла на борьбу с врагом женщин и даже детей, и они смогли взять в плен много французов.
Помощниками Кутузова были талантливые маршалы и генералы. Вот портреты Барклая де Толли, Багратион, смелый гусар Денис Давыдов, который писал смешные весёлые стихи.
- Ребята как наш народ во все времена сохранял память о войнах, об исторических событиях? (строил памятники, храмы).
(Иллюстрации памятников войны)
-В честь этого великого исторического события воздвигнуто много памятников.
Сразу же после войны русские люди стали собирать деньги на постройку храма в честь победы над французами. Этот храм построили и назвали Храм Христа Спасителя, потому что люди верили, что Бог им помог. (смотрят иллюстрацию Храм Христа Спасителя)
А вот здесь можно увидеть, как проходило знаменитое Бородинское сражение. (смотрят изображение Бородинской панорамы). Это Бородинская панорама, очень большая картина, но она не висит на стене, а расположена по кругу. По этому кругу художник Рубо нарисовал всё сражение. Зрители проходят по кругу, как бы находясь на поле сражения вместе с русскими солдатами и командирами. А перед зданием Бородинской панорамы стоит памятник М. И. Кутузову. (Показать фотографию памятника). Рядом с Бородинской панорамой можно увидеть Триумфальные ворота (смотрят фотографию). Через эти ворота проходили русские войска, возвращавшиеся с победой из Франции. Триумф – это значит победа. Поэтому ворота так и называются – Триумфальные. Об этой войне было сложено много стихов и песен, написано много книг. Знаменитый русский поэт М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино».
Послушайте небольшой отрывок, нам прочитает Ангелина.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умрите ж под Москвой,
Как наши братья умирали»
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
- Так же, как и вы дети любили играть в игры. Я приглашаю вас поиграть
Физ. минутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.
- Молодцы, хорошо поиграли, присаживайтесь за столы.
- Ребята мы с вами живем в прекрасной стране в России, наши прадеды подарили нам мир, а что является символом мира? (ответы)
- Да символ мира- голубь.
- У вас на столах силуэты голубей, давайте сейчас приклеим этих голубей на нашу планету, чтоб у нас никогда не было войны, голуби будут оберегать нашу планету.
(под музыку дети наносят клей на бумажные силуэты голубей и приклеивают к изображению нашей планеты)
- Ребята, о каком историческом событии мы с вами узнали? (ответы)
- Вы все сегодня были большие молодцы. Давайте скажем нашим гостям спасибо, что пришли к нам.