Елена Горошилова
Проектная деятельность с детьми старшей группы «Забытая война»
▼ Скачать + Заказать документы
Из истории:
9 мая закончилась Вторая мировая война, но на самом деле это произошло только 2 сентября, когда был подписан акт о полной капитуляции Японии. Сегодня эту дату отмечать не принято, хотя вклад СССР в победу над Японией огромный. Именно благодаря наступлению советских войск и разгрому Квантунской армии в Манчжурии, война закончилась так быстро.
Публикация «Проектная деятельность с детьми старшей группы „Забытая война“» размещена в разделах
Разгром советскими войсками японских милитаристов в августе 1945 года – обширнейшее «белое пятно» в нашей истории, в научных исследованиях, в мемуарной и художественной литературе, а отсюда и в памяти народной. Так писал В. Успенский в своей книге «Тайный советник вождя».
Советско-японская война 1945 года, как часть Второй Мировой войны и Войны в Тихом океане, известна также как битва за Маньчжурию или Маньчжурская операция. Угроза войны СССР с Японией существовала со второй половины 1930-х годов. В1938 году произошли столкновения на озере Хасан, в 1939 году бой на Халин-Голе на границе Монголии и Маньчжоу-Го. В 1940 году был создан советский Дальневосточный фронт, что указывало на реальную угрозу начала войны.
8 августа 1945 года СССР односторонне вышел из советско-японского пакта о ненападении и объявил войну Японской империи. Война была объявлена ровно через 3 месяца после победы в Европе, и через два дня после первого применения США ядерного оружия против Японии (Хиросима) и накануне атомной бомбёжки Нагасаки.
Главнокомандующим советскими войсками при вторжении в Маньчжурию был Маршал Советского Союза О. М. Василевский. Действовали 3 фронта: Забайкальский, Первый Дальневосточный и Второй Дальневосточный фронта (командующие Р. Я. Малиновский, К. П. Мерецков и М. О. Пуркаев, общей численностью 1,5 миллиона человек. Им противостояла Квантунская армия под командованием генерала Ямады Отозо.
На рассвете 9 августа 1945 года советские войска начали интенсивную артподготовку с моря и с суши, после которой последовали активные наземные боевые действия Маньчжурской операции.
В ряде районов советским войскам пришлось преодолевать упорное сопротивление противника. В полосе 5-й армии с особой ожесточенностью держалась оборона японцев в районе Муданьцзяна. Были случаи упорного сопротивления японских войск в линиях Забайкальского и 2-го Дальневосточного фронтов. Японская армия также предпринимала и многочисленные контратаки.
17 августа 1945 года в Мукдене советские войска взяли в плен императора Маньчжоу-Го Пу I (последний император Китая) 14 августа японское командование обратилось с просьбой о перемирии. Но военные действия с японской стороны не прекращались. Лишь через три дня Квантунская армия получила приказ командования о капитуляции, которая вступила в силу 20 августа.
18 августа была начата высадка десанта на самые северные из Курильских островов. Советские войска заняли южную часть Сахалина, Курильские острова, Маньчжурию и часть Кореи, захватив Сеул. Основные боевые действия на континенте велись еще 12 дней, по 20 августа. Боевые действия на островах полностью закончились 1 сентября.
Акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 на борту линкора Миссури в Токийской бухте. От Советского Союза акт подписал генерал-лейтенант К. М. Деревянко.
В результате войны СССР оккупировал территории Южного Сахалина, временно Квантун с городами Порт-Артур и Далянь, а также Курильские острова.
Победа Советских Вооруженных Сил на Дальнем Востоке в сентябре 1945 г. досталась ценой жизни многих тысяч советских военнослужащих. .
Маньчжурская операция не только завершила Вторую мировую, но и стала самой лучшей демонстрацией мощи Советской армии за всю ее историю.
Проект "Забытая война"
Тип проекта: информационно – ориентированный
Участники проекта: старшая группа, воспитатели, родители
Срок реализации: краткосрочный (одна неделя)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическое развитие», «Художественное творчество»
Средства реализации:
Н. О. Д. ;
Беседы;
ЧХЛ;
Игровая деятельность;
Продуктивная деятельность;
Совместная работа с родителями.
Актуальность проблемы:
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье.
Цель проекта:
Формировать представление детей о Российской Армии, о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность.
Задачи проекта:
Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств;
Формирование интереса к «малой Родине»;
Формирование элементарных представлений об истории человечества;
Расширение представлений детей о Российской армии;
Развитие игровой деятельности детей;
Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе;
Развитие у детей интереса и любви к музыке;
Развитие у детей продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат проекта:
Повышение мотивации взрослых и детей для участия в проектной деятельности;
Повысить интерес детей к истории Родины, родного края.
Продукт проектной деятельности:
Сбор информации;
Презентация проекта;
Выставка продуктивной деятельности;
Совместно с родителями спортивный досуг
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Подборка материала и литературы;
Разработка плана работы по реализации проекта.
Основной этап:
Понедельник:
Рассмотреть иллюстрации на тему: «Земля наш – общий дом», карта, глобус. Задачи: Расширить представление о том, что земля наш-общий дом, как важно жить в мире со всеми народами
Конструирование на тему: «Военное сражение»
Задачи: Учить детей создавать постройки военной техники, проявлять творчество и изобретательность
Чтение: А. Гайдар «Сказка о военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твёрдом слове».
Задачи: Учить детей внимательно слушать и запоминать, формировать способность к выразительному чтению.
Сбор информации: воспитатели –дети -родители
Вторник
Беседа на тему: «Что такое война»
Задачи:Познакомить детей с понятием «война», формировать такие качества как сочувствие, жалость, желание помочь.
Просмотр презентации
Аппликация на тему: «Защитники Родины»
Задачи: Учить детей выполнять аппликацию путём обрывания бумаги, развивать мелкую моторику рук. воспитатели
Среда
Н. О. Д. «Познание» Тема:: «Защитники Отечества»
Задачи: Формировать представление о преемственности поколений, защитников Родины, учить различать рода войск, воспитывать чувство патриотизма, желание стать защитником.
Н. О. Д. «Художественное творчество» рисование на тему: «Война»
Учить детей отображать эмоции в рисунках, способствовать развитию сюжета в рисунке. воспитатели
Четверг
Н. О. Д. «Художественное творчество» лепка на тему: «Солдаты Отчизны»
Задачи: Учить детей лепить человека в движении. Воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Н. О. Д. «Музыка»
Прослушивание песни о войне «Хотят ли русские войны» сл. Е. Евтушенко, муз. Э. Колмановского
Задачи: Развивать у детей интерес к музыке военных лет. воспитатели
Пятница
Выставка продуктивной деятельности деятельности
Заключительный этап:
В заключении краткосрочного проекта подводится итог совместной работы: родители – дети – педагоги, проведение развлекательного мероприятия с родителями.
Посещение парка «Победы» и возложение цветов к памятнику.
Спортивное развлечение
Тема: «Военное сражение»
Образовательные области: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическое развитие».
Коммуникация:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей.
Социализация:
Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств;
Формирование интереса детей к «малой Родине»;
Расширение представлений детей о Российской армии, о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу (страну) Родину от врагов прадеды, деды, отцы;
Развитие игровой деятельности детей.
Познание:
Формирование целостной картины мира, расширение элементарных представлений об истории человечества.
Чтение художественной литературы:
Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе;
Формирование умения внимательно слушать, запоминать.
Художественное творчество:
Формирование умений и навыков работы с разнообразными материалами;
Совершенствование умения передавать в рисунках образы предметов;
Привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций.
Музыка:
Развитие у детей интереса и любви к музыке, музыкальной отзывчивости на неё;
Формирование навыков использования танцевальных движений.
Физическое развитие:
Формировать у детей потребность двигательной активности;
Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования;
Ход:
Воспитатель: Война! Страшное слово, стреляют пушки, взрываются снаряды, умирают люди. Нигде, никто, никогда не любил, не любит, и не будет любить войну.
Чтобы не было войны, надо уметь защищаться.
По разному назывались люди, защищающие свою родину: богатыри, рыцари, воины, солдаты, защитники Отечества. Все они защищали свою Родину, свой народ, мир на родной земле.
Сегодня мы с вами проведем ученья, ведь в скором времени и вы должны будете встать на защиту нашей с вами Родины.
Ребёнок:
У самой границы в секрете,
Я зоркую службу несу, —
За каждый пригорок в ответе,
За каждую ёлку в лесу.
Укрытый густыми ветвями,
И слушаю я, и смотрю,
И сердцем с родными краями
В такие часы говорю.
И всё мне становится ближе,
Как будто сквозь сумрак ночной
Я всю свою Родину вижу
И вся она рядом со мной. М. Исаковский.
Воспитатель: Ребята, готовы показать свою силу, своё умение?
Дети: Готовы!
Воспитатель: Сначала делимся на команды.
(Дети делятся на две команды)
Воспитатель: Первое задание. Каждая команда произнесет хором своё название.
Первая команда!
Дети: Солдатушки-ребятушки!
Воспитатель: Вторая команда!
Дети: Полосатые тельняшки!
Воспитатель: В давние времена исход войны решали два богатыря, выставленные своими войсками.
Подвижная игра: «Перетяни палку»
Цель: упражнять детей в перетяжке палки.
Подвижная игра: «Бой петухов»
Цель: Учить детей прыгать на одной ноге, развивать координацию движений.
Подвижная игра: «Кто быстрей?»
Цели: Упражнять детей в согласованном действии по сигналу, развивать ловкость, быстроту реакции.
Подвижная игра: «Сядем парочкой»
Цели: Упражнять детей в приседании, опираясь на спину друг друга.
Воспитатель: Наши богатыри такие сильные, что невозможно определить, чья команда сильней. Продолжим?
Дети: Да!
Воспитатель: Сначала надо доставить пакет. А для этого необходимо преодолеть полосу препятствий.
Подвижная игра – эстафета: «Пакет».
Цель: Учить детей подлезать боком под дугой, упражнять в перешагивании низкой дуги.
Воспитатель: А теперь зарядим пушки.
Подвижная игра – эстафета: «Пушки».
Цель: Учить детей передавать мешочки с песком друг другу из-за голов, между ног, стоя друг за другом, упражнять в беге друг за другом, метать мешочек в вертикальную цель.
Воспитатель: А теперь главная эстафета.
Подвижная игра: «Встречные перебежки».
Цель: Упражнять детей в беге врассыпную с ленточкой цвета команды за поясом.
Воспитатель: Вот мы и узнали, чья команда победила. Команда «Солдатушки - ребятушки» собрала 8 ленточек.
А команда «Полосатые тельняшки» собрали 16 ленточек.
Но мы с вами дружные ребята и знаем, что самое главное –
это дружба.
Ребёнок:
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
Воспитатель: Сейчас возвращаемся в группу, там нас ждёт угощенье.