Надежда Сушилкина
Конспект занятия «Звук и буква и». Знакомство с механизмом образования звука [и]
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-образовательные :
- знакомство с механизмом образования звука И;
- знакомство с многозначными словами;
Коррекционно-развивающие:
- образование слов с уменьшительно-
ласкательными и увеличительными суффиксами;
- развитие фонематического слуха, слухового
внимания и памяти;
-выделение звука из слова;
- развитие умения составлять предложения по картинкам;
Коррекционно-воспитательная:
- воспитание у детей доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Публикация «Конспект занятия „Звук и буква и“, Знакомство с механизмом образования звука [и]» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Логопед: Ребята! Доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
У нас тоже может быть хорошее настроение, как у этой девочки (на слайде). Посмотрите, какая она весёлая. Для этого нужно взяться за руки, закроем глаза и передадим друг другу тепло и доброту, что живёт в нас.
Почувствуем, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
А сейчас откроем глаза.
Улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Дети: Доброе утро!
Логопед:
Сядьте, пожалуйста, на стульчики. Я хочу прочитать вам стихотворение.
2. Чтение стихотворения.
Выделение начального звука в слове «иголка».
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки».
И в больнице есть иголки.
Все иголки очень колки.
Логопед:
- Какое слово прозвучало несколько раз?
Дети:
- Вы повторяли несколько раз слово «иголки».
Логопед:
- Иголки одинаковые или разные?
Дети:разные.
Посмотрите, (на слайде иголка швейная. медицинская, ёлка, ёж.). Есть иголки для шитья, швейная; медицинская, у ёлки есть иголки, у ежа есть иголки. На столах у вас есть иголки. Посмотрим, возьмём в руки. Похожа эта игла на иглу швейную? Медицинскую?
Ребё нок: Да
Логопед: У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.
Какое слово признак мы можем подобрать к слову «иголка»? Швейная, медицинская, иголки ежа, иголки у ёлки – все они какие?
-Острые.
Я ещё раз произнесу слово «иголка».
- И- и- и- иголка.
- Какой звук я выделяла голосом? Какой звук первый?
Дети: Звук [и].
Логопед:
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
(На слайде артикуляция звука и).
3. Артикуляция звука и его характеристика.
Логопед:
- Я буду произносить звук и вы вместе со мной произнесём звук [и]. (Хором, индивидуально, громко, тихо).
Дети:ИИИИИИИИИИИИ
Логопед:
- Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.
Наши губы растягиваются в улыбке.
Кто хочет проверить, так ли это?
Дети произносят звук.
Вопросы:
Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?
Дети:
- При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.
Логопед:
- Этот звук поётся?
Дети:
- Этот звук можно петь.
Логопед:
- Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.
Звук [И] – гласный звук. И жить он будет в красном домике. (на слайде красный домик). Вот его домик.
Кто хочет посмотреть в зеркало и увидеть, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И]?
Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и живёт в красном домике.
3. (на слайде картинки со звуком и в начале, и картинки, в которых этого звука нет.) (Игрушки, индюк, иголка, изюм, индюк)
Дети, посмотрите сколько картинок на экране. Кто хочет назвать слова, в названиях которых есть звук (и? Нужно так сказать слово, чтоб звук (и) хорошо слышался.
4. Логопед: отгадайте загадку.
И у дедушки есть.
И у бабушки есть.
И у мамы есть.
И у папы есть.
И у нас есть.
Чтоб его узнать,
Надо вслух назвать.
Дети:
Это имя. Какой первый звук в слове имя?
Дети: Звук И.
(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).
Кто хочет сказать своё имя?
Физкульминутка.
Мы с вами превратимся в ёжиков.
Ходит, бродит ёжик - коротенькие ножки.
(-Дети идут, присев на корточки.)
А свернётся в клубок- и не видно больше ног.
(-останавливаются, обхватывают колени руками, опускают голову.)
Одни иголки торчат,
-Встают, показывают пальцами иголки.
Логопед:
- Мы называла имена детей.
Есть имена и у пальчиков.
5. Гимнастика для пальчиков и глаз.
Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! - говорят.
Здорово, Васька-указка,
(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).
Мишка-серёдка,
Гриша сиротка
Да крошка Тимошка!
6. Составление предложений со словами, изображёнными на слайде.
(На слайде картинки на звук И)
Логопед: кто хочет составить предложение со словами на звук и?
Составление предложений.
7. Сказка о братьях Ик, Ищ.
Я хочу рассказать вам сказку. Хотите послушать?
Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.
Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов») (на слайде)
У Ика был домик, а у Ища – домище.
А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.
(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).
У Ика не рот, а …
У Ика не нос, а …
У Ика не глаз, а … и т. д.
А что же Ищ?
Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.
У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …
У Ища не глаз, а …
Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.
В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.
Дети:
-Это звук [и].
Логопед:
- Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?
Ребё нок:
- Звуки мы не видим.
Логопед:
- Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).
Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).(на сладе).
У нас на столе есть буквы, кто хочет может их потрогать.
и обвести их пальцем (работа с раздаточным материалом).
8. Итог занятия.
Логопед:
- С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Можно ли этот звук петь?
- Как называются звуки, которые поются?
- Какой буквой обозначается звук [И]?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.