Надежда Лаптева
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия тема «Звук [П] и буква П»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Насекомые».
Программное содержание:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
-Закреплять правильное произношение звука п;
-Закреплять умение образовывать существительные в родительном падеже, существительные во множественном числе.
-Формировать навык звукового анализа слов;
-Знакомство с буквой;
2. Коррекционно – развивающие :
- Развивать фонематический слух и восприятие; развивать внимание, память, мышление, развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
Публикация «Конспект занятия по развитию фонематического восприятия тема „Звук [П] и буква П“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
3. Коррекционно – воспитательные :
- Воспитывать у детей самоконтроль за речью. (собственной и окружающих).
Оборудование: лепестки с картинками, в названиях которых есть звук п или пь; синий и зеленый круги в серединке ромашек, мяч.
4. Предварительная работа.
Разучивание игры «Скажи наоборот», «Нет кого? чего?», «Один-много?».
5. Словарная работа: твердый согласный, мягкий согласный, гласный звуки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Я буду произносить слоги и по очереди бросать мяч, а вам надо правильно произнести слог наоборот и перебросить мяч обратно.
Слоги: ап-па, оп-по, уп-пу, ып-пы, па-ап, по-оп, пу-уп и т. д.
2. Основная часть. Сегодня мы с вами отправимся в мир Знаний, а туда могут отправится самые сообразительные и находчивые.
Хотите? (Да).
Сможете? (Да).
3. Игра с мячом
Логопед называет слово в единственном числе и бросает ребенку, который образует слово в родительном падеже (нет кого? чего) и возвращает мяч обратно.
Пчела-, Бабачка, Жук, Комар, Муха, Оса.
Затем проводится аналогичная игра, образуя существительные во множественном числе (много кого? чего)
Пчела-пчел, Бабочка, Комар, Муха, Оса.
4. Пальчиковая гимнастика.
«Пчела»
Прилетела к нам вчера
(Машут ладошками.)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
(На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(Делают кружочки из пальчиков
и подносят к глазам.)
Пожужжали, полетали,
(Машут ладошками.)
От усталости упали.
(роняют ладони на стол).
5. Игра «Сложи картинки»
Вот и приехали мы с вами в мир Знаний, а в этом мире праздник одного звука, а какого звука, мы узнаем, выполнив задание. Давайте мы с вами откроем волшебный сундучок, а в этом сундучке находятся разрезные картинки.
Надо сложить разрезные картинки и назвать предметы, которые у них получились (в их названиях должен быть звук п или пь).
Логопед. Скажите, с какого звука начинаются все эти слова?
Дети. Со звука П
Работа со звуком
Повторить правильную артикуляцию звука П (работа с зеркалами)
При произнесении звука [П] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка немного отходит от нижних зубов; язык плоский; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.
Логопед. Ребята, давайте все вместе произнесем звук «П».
Дети. «П»-«П»-«П»
Логопед. Скажите, мы можем пропеть звук «П»?
Дети. Нет.
Логопед. Звуки, которые встречают преграду, как называются?
Дети. Согласные.
Логопед. Верно звук «П» согласный.
Логопед. Звонкий или глухой?
Дети. Звук П глухой.
Логопед. Звук твердый, глухой, согласный живет в синем домике и у него есть младший братик звук «Пь», он живет в зеленом домике.
6. Дифференциация звуков п-пь.
Поиграем с вами в игру «Твердый-мягкий». Я буду называть слова со звуками «П», «Пь», когда вы услышите твердый звук в этом слове поднимите синюю фишку, а когда мягкий-поднимите зеленую фишку.
Слова: паук, пчела, пищит, летит, плетет, перелетает и т. д.
Логопед. Молодцы! Правильно!
7. Игра «Ромашка»
Ребята, сейчас мы с вами разделимся на две команды. Первая команда будет собирать цветок с серединкой синего цвета, выбрать те лепестки, на которых картинки с твердым звуком «П». Вторая команда собирает цветок с серединкой зеленого цвета, в названии которых мягкий звук «ПЬ».
(Если задание детьми выполнено верно, то все лепестки его будут одного цвета.)
8. Физминутка. Предлагаю немножечко отдохнуть. Вставайте со стульчиков, мы станем с вами кузнечиками.
«Кузнечик»
Поднимайте плечики раз, два, раз, два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише высоко
Прыгай на носках легко.
Логопед. Вот мы и отдохнули немножечко. Присаживайтесь на свои места.
9. Знакомство с буквой П.
Показ буквы с сопровождением стихотворений о букве. Логопед читает стихи о букве П.
Логопед. Послушайте стихотворение.
На хоккее, на футболе
Буква П- ворота в поле.
В. Степанов.
Влез на букву озорник :
Он решил, что П-турник.
Е. Тарлапан
Логопед. На что похожа буква П?
Дети. На ворота в поле, на турник…
Логопед. Из каких элементов состоит буква П?
Дети. Из трех элементов.
Логопед. Хорошо, молодцы! А давайте сейчас попробуем выложить букву П из счетных палочек.
-А теперь попробуем написать ее пальчиком в воздухе.
«Столбик вниз, еще раз вниз.
Вдруг турник на них повис.
Все ли букву вы узнали?
Букву П мы написали!»
10. Работа в тетрадях.
Давайте с вами напишем красиво букву П в тетрадях.
Написание большой и маленькой буквы П по точкам.
11. Подведение итога.
-Какие звуки мы сегодня вспомнили?
-С какой буквой познакомились?
-Что больше всего понравилось?
Конспект
занятия по развитию фонематического восприятия
для детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития
Тема «Звук и буква П».
Выполнила:
Лаптева Надежда Александровна
Учитель-логопед МБДОУ
компенсирующего вида№ 34
Ст. Ленинградская
Лексическая тема «Насекомые».
Программное содержание:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
-Закреплять правильное произношение звука п;
-Закреплять умение образовывать существительные в родительном падеже, существительные во множественном числе.
-Формировать навык звукового анализа слов;
-Знакомство с буквой;
2. Коррекционно – развивающие :
- Развивать фонематический слух и восприятие; развивать внимание, память, мышление, развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
3. Коррекционно – воспитательные :
- Воспитывать у детей самоконтроль за речью. (собственной и окружающих).
Оборудование: лепестки с картинками, в названиях которых есть звук п или пь; синий и зеленый круги в серединке ромашек, мяч.
4. Предварительная работа.
Разучивание игры «Скажи наоборот», «Нет кого? чего?», «Один-много?».
5. Словарная работа: твердый согласный, мягкий согласный, гласный звуки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Я буду произносить слоги и по очереди бросать мяч, а вам надо правильно произнести слог наоборот и перебросить мяч обратно.
Слоги: ап-па, оп-по, уп-пу, ып-пы, па-ап, по-оп, пу-уп и т. д.
2. Основная часть. Сегодня мы с вами отправимся в мир Знаний, а туда могут отправится самые сообразительные и находчивые.
Хотите? (Да).
Сможете? (Да).
3. Игра с мячом
Логопед называет слово в единственном числе и бросает ребенку, который образует слово в родительном падеже (нет кого? чего) и возвращает мяч обратно.
Пчела-, Бабачка, Жук, Комар, Муха, Оса.
Затем проводится аналогичная игра, образуя существительные во множественном числе (много кого? чего)
Пчела-пчел, Бабочка, Комар, Муха, Оса.
4. Пальчиковая гимнастика.
«Пчела»
Прилетела к нам вчера
(Машут ладошками.)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
(На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(Делают кружочки из пальчиков
и подносят к глазам.)
Пожужжали, полетали,
(Машут ладошками.)
От усталости упали.
(роняют ладони на стол).
5. Игра «Сложи картинки»
Вот и приехали мы с вами в мир Знаний, а в этом мире праздник одного звука, а какого звука, мы узнаем, выполнив задание. Давайте мы с вами откроем волшебный сундучок, а в этом сундучке находятся разрезные картинки.
Надо сложить разрезные картинки и назвать предметы, которые у них получились (в их названиях должен быть звук п или пь).
Логопед. Скажите, с какого звука начинаются все эти слова?
Дети. Со звука П
Работа со звуком
Повторить правильную артикуляцию звука П (работа с зеркалами)
При произнесении звука [П] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка немного отходит от нижних зубов; язык плоский; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.
Логопед. Ребята, давайте все вместе произнесем звук «П».
Дети. «П»-«П»-«П»
Логопед. Скажите, мы можем пропеть звук «П»?
Дети. Нет.
Логопед. Звуки, которые встречают преграду, как называются?
Дети. Согласные.
Логопед. Верно звук «П» согласный.
Логопед. Звонкий или глухой?
Дети. Звук П глухой.
Логопед. Звук твердый, глухой, согласный живет в синем домике и у него есть младший братик звук «Пь», он живет в зеленом домике.
6. Дифференциация звуков п-пь.
Поиграем с вами в игру «Твердый-мягкий». Я буду называть слова со звуками «П», «Пь», когда вы услышите твердый звук в этом слове поднимите синюю фишку, а когда мягкий-поднимите зеленую фишку.
Слова: паук, пчела, пищит, летит, плетет, перелетает и т. д.
Логопед. Молодцы! Правильно!
7. Игра «Ромашка»
Ребята, сейчас мы с вами разделимся на две команды. Первая команда будет собирать цветок с серединкой синего цвета, выбрать те лепестки, на которых картинки с твердым звуком «П». Вторая команда собирает цветок с серединкой зеленого цвета, в названии которых мягкий звук «ПЬ».
(Если задание детьми выполнено верно, то все лепестки его будут одного цвета.)
8. Физминутка. Предлагаю немножечко отдохнуть. Вставайте со стульчиков, мы станем с вами кузнечиками.
«Кузнечик»
Поднимайте плечики раз, два, раз, два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише высоко
Прыгай на носках легко.
Логопед. Вот мы и отдохнули немножечко. Присаживайтесь на свои места.
9. Знакомство с буквой П.
Показ буквы с сопровождением стихотворений о букве. Логопед читает стихи о букве П.
Логопед. Послушайте стихотворение.
На хоккее, на футболе
Буква П- ворота в поле.
В. Степанов.
Влез на букву озорник :
Он решил, что П-турник.
Е. Тарлапан
Логопед. На что похожа буква П?
Дети. На ворота в поле, на турник…
Логопед. Из каких элементов состоит буква П?
Дети. Из трех элементов.
Логопед. Хорошо, молодцы! А давайте сейчас попробуем выложить букву П из счетных палочек.
-А теперь попробуем написать ее пальчиком в воздухе.
«Столбик вниз, еще раз вниз.
Вдруг турник на них повис.
Все ли букву вы узнали?
Букву П мы написали!»
10. Работа в тетрадях.
Давайте с вами напишем красиво букву П в тетрадях.
Написание большой и маленькой буквы П по точкам.
11. Подведение итога.
-Какие звуки мы сегодня вспомнили?
-С какой буквой познакомились?
-Что больше всего понравилось?