юлия сизухина
Конспект занятия «Вода. Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока: «Вода. Свойства воды»
Образовательные цели: развитие основных видов мышления входящих в состав ведущей учебной деятельности; стимуляция исследовательского инстинкта; создание условий для формирования представления о свойствах воды, значение воды в жизни живых существ.
Публикация «Конспект занятия „Вода, Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Развивающие цели: создать условия для личностного развития ученика; активизация самостоятельной деятельности; развитие способностей к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы; развития аналитического мышления, внимания, памяти; валеологических навыков, связанных с заботой о собственном здоровье.
Воспитательные цели: создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств; ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
Форма организации обучения: индивидуальная, в парах
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический, самостоятельный частично-поисковый.
Основной метод обучения: исследование- целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Основной структурный элемент: постановка проблемы «Какими свойствами обладает вода?» и поиск путей её решения.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез их проверка (проведение экспериментов, анализ выдвинутых доказательств, наблюдения.
Оборудование для учителя: компьютер с программой Microsoft PowerPoint, мультимедийный проектор, презентации «Вода и её свойства»
Оборудование для учащихся: лоток с лабораторной посудой, стекло, соль, сахар, вода, молоко.
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Минута гармонии. Создание благоприятной обстановки в классе.
2. Введение в тему урока.
Сегодня на уроке вы будете исследователями. Вы проведете научную работу, чтобы получше узнать одну «особу» и её свойства. О чём идет речь, вы узнаете отгадав загадку (Слайд 1) :
Что в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода.)
Действительно, нашу особу зовут «Вода». Она будет нашей героиней на протяжении нескольких уроков.
Подумайте! Почему воду в гору не выкатить? (Вода течёт сверху вниз)
-Почему в решете воду не унести? (Вода сквозь дырочки вытекает)
-Почему в руках не удержать? (Вода выльется)
3. Сообщение темы урока
* Тема сегодняшнего урока: «Вода. Свойства воды»
*Слайдовая презентация
-Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Почему воду назвали водой?
2. Какой бывает вода?
3. Сколько её на земном шаре?
4. Свойства воды
5. Зачем она нужна человеку?
-Что бы вы хотели узнать о воде?
-Как вы думаете, много ли воды на земле?
*Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса.
(Слайд 6) -Какого цвета кажется глобус?
- Почему? (на глобусе больше голубого цвета, т. к. на Земле больше воды, чем суши
-Вода занимает в 3 раза больше места на Земле, чем суша.
-А где можно увидеть воду на Земле? (Океаны, моря, реки, подземные воды и т. д. (Слайд 7)
-Но несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т. к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озёрах, её совсем немного на Земле.
-Ребята, а что такое вода? (Жидкость, вещество, полезное ископаемое)
4. Физминутка
5. Практическая работа
-Для того чтобы определить свойства воды, мы проведем исследовательскую работу. Сегодня на уроке вы будете исследователями
Давно известно, что у воды есть свойства, они написаны на листочках, которые лежат у вас на столах. Вашей задачей будет доказать на опыте, что вода обладает данными свойствами. Чтобы ответить на данный вопрос проведите исследования - эксперименты. Свои наблюдения вы заносите в таблицу.
Опыт 1 «Определение формы воды»
Имеет ли вода форму?
Вода налита в разные сосуды: стакан, ваза.
Какую форму принимает вода? Сделайте вывод.
Вывод: у воды нет определенной формы. (+)
Картинка-ассоциация (бесформенное пятно)
Опыт 2 «Текучесть»
Одно из свойств воды- текучесть.
Что произойдет с водой, если вылить её из посуды?
Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
Вывод: вода текуча. (+)
Картинка –ассоциация (водопроводный кран)
Опыт 3 «Бесцветная»
Какого цвета вода?
Для определения цвета воды. Налейте в один стакан молоко, а в другой- воду. Сравни. Вывод: вода бесцветна. (+)
Вы увидите, что молоко белое, а вода…)
В таблицу заносят данные – БЕСЦВЕТНА. (+)
Картинка –ассоциация (стакан с водой и разноцветные полоски)
Опыт 4 «Прозрачная»
Как можно проверить прозрачность воды?
Ученики на основе наблюдения, размышления, обсуждения в паре должны прийти к доказательству: в стакан с водой опустить какой-нибудь предмет, ложку. Ложка видна. Вывод: вода прозрачна. В таблицу заносят данные – ПРОЗРАЧНА. (+)
Каринка –ассоциация (окно-стекло)
Опыт 5 «Вода – растворитель»
Что может делать вода с различными предметами?
– Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить.
Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?
– Что же должен был нести второй осёл, чтобы с его грузом произошло то же самое? Вода – универсальный растворитель. Докажем это.
Перед вами стаканы с водой, мерные ложечки, аллюминий, сахар, соль; по очереди в каждый стаканчик опустите данные вещества.
Что произошло с ними? Сделайте вывод.
Вода растворяет сыпучие вещества, значит является растворителем (+)
Картинка-ассоциация (стакан и ложка)
Опыт 6 «Без запаха»
Каков запах воды? Чем пахнет чистая вода?
Понюхай чистую воду, и фильтровальную бумагу и сделай вывод. Вывод: вода не имеет запаха. (+)
В таблицу заносят данные - не имеет запаха
Каринка-ассоциация (нос)
Опыт 7 «Без вкуса»
Каков вкус у чистой воды?
На столах два стакана (одноразовых) с пометкой №1, №2
Определите, под каким номером налита чистая вода?
Сделайте вывод. Вывод : вода не имеет вкуса (+)
Картинка-ассоциация (мороженое)
6. Первичное закрепление «8 ключей к свойствам воды»
А) Итак, какие свойства воды вы открыли сегодня? (Слайд 9)
Сейчас мы с вами проверим результаты ваших исследований.
Для проверки данного задания используются слова –ассоциации (картинки)
Учитель показывает картинку –ассоциацию с заданным свойством, учащиеся называют данное свойство (ответ появляется на интерактивной доске)
Проблемный вопрос: как вы думаете, какое восьмое свойство есть у воды?
Подсказка: закипает чайник. Что происходит с водой?
(расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении)
Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода одно из главных богатств на Земле.
Б) Организация восприятия. Развитие внимания и памяти.
Раскрытие ключевых слов на интерактивной доске по теме.
Работа по тесту «Проверь себя», у каждой пары задание «Вставь недостающие слова»
Вода - это ___
Вода не имеет___,___и ___
Вода может ___ вещества
Вода ___, ___ и ___
*Проверка заданий по интерактивной доске (слайд)
7. Проверка домашнего задания (тема прошлого урока)
-Что мы ещё знаем о воде? (учащиеся представляют свои проекты о состоянии воды в природе)
8. Блиц-турнир (сигнальные карты красного и зелёного цветов)
Учитель: Ребята, сейчас я буду вам задавать вопросы а вы должны ответить верны ли мои утверждения. (да, нет) да – зелёная карта, нет – красная.
1. Цвет воды может быть серый?
2. Чистая вода имеет цвет?
3. Вода имеет запах?
4. Дождь это твёрдое состояние воды?
5. Снег это жидкое состояние воды?
6. Вода на холоде начинает таять?
7. Когда кипит чайник, мы наблюдаем твёрдое состояние воды?
8. Зимой выпал снег. Снег это газообразное состояние воды?
9. Чтобы экономить воду необходимо оставлять открытым водопроводный кран?
10. Вода главное богатство земли?
11. Вода никогда не загрязняется?
12. Вода бывает только в двух состояниях?
13. Если блюдце с водой поставить в морозильник, то вода испарится?
14. Без воды звери, птицы могут обойтись?
15. Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
16. Можно ли воду положить на стол?
17. Можно ли воду в руках удержать?
18. Всё живое на планете не нуждается в воде?
19. Без воды человек может долго прожить?
20. На карте и глобусе голубым цветом обозначена суша?
9. Анализ и рефлексия.
Как мы узнавали свойства в воды?
Что вам помогло при работе над темой урока?
Какую пользу человеку приносит вода?
Какой момент урока вам больше всего запомнился?
А когда и где нам могут пригодиться новые знания, полученные на уроке?
Какие свойства используете, когда пьёте воду?
Умываетесь? Поливаете цветы? Стираете бельё?
10. Информация о домашнем задании: по учебнику (творческое задание)
11. Оценивание учащихся за работу на уроке
- Спасибо за урок. Мне понравилось, что вы были активными, любознательными.
Зерендинская средняя школа №1
Утверждаю
Директор школы
___
Нуртаева Ш. К.
Открытый урок
по познанию мира во 2 «В» классе
Тема: «Свойства воды»
Подготовила и провела: Сизухина Ю. В.
2014-2015 учебный год