Елена Гусева
Конспект занятия «Согласные звуки [ф]-[ф’]. Место ударного слога»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Познакомить со звуками [Ф – ФЬ]; закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков : синий квадрат – твердые согласные, зеленый квадрат – мягкие согласные;
познакомить с буквой Ф как письменным знаком согласных звуков [Ф – ФЬ];
способствовать развитию фонематического слуха, восприятия;
воспитывать положительную мотивацию.
Публикация «Конспект занятия „Согласные звуки [ф]-[ф’], Место ударного слога“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Ударение, ударные звуки
- Темочки
Оборудование: карта королевства, карточка с буквой Ф, счетные палочки, мяч, карточки со слогами, разрезная азбука, фишки красного цвета, карточка со схемой предложения.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!»
Я с утра пришла сюда,
Здравствуйте, мои друзья,
Здравствуй, солнце и земля,
Это я. (по очереди дети называют себя по имени)
Здравствуйте!
- Ребята, вы любите ходить в гости?
- У кого вы бывали в гостях?
Сегодня на занятии отправимся в страну, имя которой «Звуки».
Актуализация знаний детей.
- Ребята, в этой стране было два королевства (показываю карту королевства).
Жители одного королевства, которое маленькое, умеют громко кричать и стонать, петь, завывать и баюкать. Как вы уже догадались, жители этого королевства назывались…гласные.
- Каким цветом обозначаются на схеме гласные звуки? (красным)
- Давайте заглянем в это королевство.
Игра «Не ошибись».
- Сейчас я буду произносить звуки, а вы будете поднимать свои сигналы (квадраты красного цвета) только тогда, когда услышите гласный звук. (Называю звуки [А], [С], [У], [Д], [Э], [К], [О], [Ы], [К], [И], [Н], [В]).
- Жители большого королевства умеют шелестеть, скрипеть, даже фыркать и шипеть.
- Как называются жители этого королевства? (согласные)
- Каким цветом обозначаются твердые согласные на схеме? (синим) Мягкие согласные? (зеленым)
- Сейчас я назову твердый или мягкий согласный звук и передам мяч одному из вас. Тот, кто получил мяч, должен вспомнить и назвать его пару и вернуть мяч обратно. (Называю звуки [М], [Л], [КЬ], [НЬ], [Р], [ГЬ], [Д], [ВЬ]).
Молодцы!
2. Практический этап.
Изучение нового материала.
- Ребята, давайте пройдем в королевство «Согласные»» и познакомимся поближе с его жителями. Войти в королевство могут только те, кто отгадает загадки. Ну, что, попробуем?
Праздник, праздник у ворот,
Кто встречать его пойдет?
Я, и верный мой дружок –
Красный маленький…
Флажок
- Назовите первый звук в слове «флажок» (звук [Ф]).
- Как вы считаете, этот звук гласный или согласный? (согласный) Почему? Твердый или мягкий? (твердый)
- Каким цветом мы будем обозначать звук [Ф] на схеме? (синим)
- Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [Ф] :
Фазан, одуванчик, фокусник, жирафы, ваза, фары, шарф, фотограф.
- Послушайте еще одну загадку:
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы совы и кто?
Филины
- Назовите первый звук в слове «филины» (звук [ФЬ]). Охарактеризуйте его (согласный, мягкий, обозначается на схеме зеленым цветом).
- Хлопками покажите количество слогов в слове «фи-ли-ны». Назовите первый слог, второй, третий.
- Составьте предложение со словом «филины», которое будет соответствовать схеме:
- Путь в королевство открыт! Нас уже ожидает сама королева «Буква Ф». Звуки мы произносим и слышим, но у каждого звука есть свой письменный знак – буква. Что мы делаем с буквами? (видим и пишем).
- Звуки [Ф] и [ФЬ] обозначаются буквой Ф. А вот и сама королева, познакомьтесь с ней (показываю букву Ф).
- На что похожа буква Ф? (ответы детей)
Дедушка надел очки –
И смешно вдруг стало:
Он похож на букву Ф,
А я-то и не знала.
- Проведите указательным пальцем по этой букве.
- Возьмите из контейнера счетные палочки и выложите у себя на столе букву Ф.
- Какую букву вы сложили?
- Ребята, королева хочет показать нам свое королевство. Наша дорога идет по мосту. Переходим по мосту.
Физкультминутка.
Топнем правою ногой,
Топнем левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой.
Перешли мы мост с тобой.
Закрепление материала.
- Ребята, жители королевств были очень дружными, любили играть, ходить друг к другу в гости. Так образуются слоги.
Игровое упражнение «Что получится».
- Если я произнесу звук [А], потом звук [Ф], что получится? (АФ)
Если я произнесу [Ф], потом [У], что получится? (ФУ)
Если я произнесу [О], потом [Ф], что получится? (ОФ)
Если я произнесу [Ф], потом [Ы], что получится? (ФЫ)
Молодцы!
- Слоги, в свою очередь, соединяясь вместе, образуют слова.
Я буду называть первые слоги, а вы, договорите их до целого слова.
ФИ… (фигура, филин)
ФА… (фары, фартук)
-Ребята, произнесите слово фары. Мы выделяем звук А в первом слоге. гласный звук в ударном слоге произносится протяжно, называется ударным. Слог ударный и гласный в этом слоге ударный. Определите ударный звук в слове филин.
3. Оценочно-рефлексивный этап.
А теперь настала пора
Возвращаться нам, друзья.
Жители королевств благодарят вас за работу.
- Что нового узнали на занятии?
- С какой буквой познакомились?