Новицкая Анастасия
Принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребенка через сюжетно-ролевую игру сложно переоценить. По средствам таких игр ребенок развивается, учится моделировать жизненные ситуации. Собирать в единое целое отдельные эпизоды. В ролевой игре дети как бы моделируют жизнь взрослых.
И. Н. Жукова говорит о влиянии сюжетно-ролевой игры на жизнь и развитие ребенка. Известна истина, что дети развиваются, играя. Значит, и игра способна развиваться. И в процессе развития игры ребенок переходит от простого к сложному.
Известный психолог Д. Б. Эльконин отмечал в своих работах, что в развитии продуктивных видах деятельности ребенка есть три этапа: сперва малыш придает значение и смысл уже готовому продукту (который сделал сам, затем, по мере взросления, он придает смысл тому, что изготовляет, в процессе работы. Но он не будет, например, лепить морковку, не сделав «колбаску». И только к концу дошкольного периода малыш начинает независимо от обстоятельств строить свою деятельность и продукт, руководствуясь только своими замыслами и желаниями. Итак, что же такое игра? Л. С. Выготский считал, что основой игры является мнимая или воображаемая ситуация. По его мнению, воображаемая ситуация будет там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового. Например, «волшебное детское слово» – «понарошку». Карандаш «понарошку» – шприц для уколов, чтобы кукла не болела; карточки лото – «понарошку» билеты на поезд – это и есть игра.
Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:
Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сто раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не получается. Главным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли.
Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, – это пойти в школу. Школа, это только следующий этап в жизни ребенка, который он должен достичь.
В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по правде».
Принцип организации сюжетной игры в ДОУ.
Первый принцип организации сюжетной игры в ДОУ. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Важным является характер поведения взрослого во время игры: он должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Тем самым он открывает ребенку роль, возможность использовать ее в качестве «строительного» блока игры.
Второй принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует развертывать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть понятным другому.
Третий принцип. Начиная с раннего возраста и далее, на каждом этапе дошкольного детства не обходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам. Реальной опорой действий воспитателя при развитии игровых умений детей является сюжет, причем с точки зрения его строения.
Таким образом, можно сделать выводы, что правильный подход и организация сюжетно-ролевой игры, несет в себе важные задачи в формирование ребенка на главных этапах его жизни.
Список литературы
1. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова // Серия «Справочники». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
2. Доронова Т. Н. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов / Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьёва. – М. : Воспитание дошкольника, 2002.
3. Медведева Е. Значение сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста / Е. Медведева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/znachenie-syuzhetno-rolevoi-igry-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 02.02.2025).