Ирина Гладкова
Развитие эмоциональной сферы дошкольников через познавательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать формированию представления у педагогов ДОУ, как развитие познавательной деятельности влияет на эмоциональную сферу дошкольника.
Задачи:
- познакомить педагогов с тестопластикой, пластилинографией, глинотерапией и технологическими возможностями этих материалов;
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии эмоциональной сферы дошкольника через познавательную деятельность;
- заинтересовать и вовлечь педагогов в творческий процесс;
Публикация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через познавательную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2015
- Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать познавательный интерес через экспериментирование.
Оборудование: тесто, пластилин, глина, скалка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, стека, гуашь, трафарет подковы, салфетки, досточки, крышки от фламастеров.
Ход:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас на моем мастер-классе.
Все люди – существа эмоциональные. Каждый день мы испытываем разнообразные эмоции. Дети также способны проявлять эмоции, однако делают они это более ярко и непосредственно, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта. Дети также очень любопытны, тем самым познают мир через новые открытия, экспериментирования.
И сегодняшний мастер-класс направлен на то, как можно развивать и укреплять эмоциональную сферу ребенка через познавательную деятельность. Что такое мастер-класс? Плюсов много.
Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.
Плюс второй - возможность совместного творчества вместе с детьми и педагогами. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.
Плюс третий– идет мощное развитие способностей по многим направлениям. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!
Лепка – самый осязаемый вид для познания, экспериментирования, открытия, художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, познавать и экспериментировать — лепка становится любимым занятием на долгие годы. И сегодня я предлагаю Вам поэкспериментировать и ощутить на себе то чувство радости, удовольствия, удовлетворения и эмоционального раскрепощения через такие виды лепки, как тестопластика, пластилинография, глинотерапия.
Что такое тестопластика? Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.
Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной объемной, полуобъемной или рельефной картинки.
Глинотерапия - Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом, в то время как при работе с детским цветным пластилином, окрашенным в активные цвета, дети зачастую лишь приближенно передают форму, удовлетворяясь яркостью цветового решения, цветовой выразительностью.
Сегодня нам предстоит через познание и эксперимент ощутить, как пластические материалы воздействуют на наши эмоции. Сегодня мы будем учиться делать подкову – оберег тремя пластическими способами. Вы ее можете оставить себе на память или подарить друзьям. Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца. На Руси издревле найти подкову на дороге считалось очень хорошей приметой. В некоторых регионах даже была выведена правильная последовательность действий при такой счастливой находке: поднять подкову, плюнуть на нее, загадать желание, бросить через левое плечо и идти своей дорогой, не оглядываясь. Но прижилась-то другая практика: взять подкову с собой и прибить над входной дверью или к порогу. У разных европейских народов есть свои легенды о значении подковы, как символа удачи, благодати и счастья. Самая известная из них – это англосаксонская легенда о Св. Дунстане и Дьяволе. К будущему архиепископу Дунстану (909-988) явился сам чёрт и попросил подковать ему копыто. Дунстан, который был ещё и кузнецом, согласился на такую сделку. Однако подковал дьявола так крепко (по другому варианту легенды – приковал черта к стене, что тот, испытывая невероятную боль, попросил пощады. Взамен на свободу дьявол поклялся, что никогда не войдет в дверь, над которой висит подкова. Вероятно, эта христианская версия значения подковы как оберегающего предмета, была перенята христианами у древних языческих кельтов, которые верили, что прибитая над дверьми подкова в силе отразить вторжение потусторонних гостей. Подкову нужно вешать над входной дверью или прямо на дверь внутри жилища. А вот каким образом ее вешать, хозяева должны решать сами. Если в доме много ссор и скандалов - нужно повесить концами вниз. Если в доме все благополучно, и вы ходите сохранить и приумножить свое благополучие, то нужно повесить подкову концами вверх.
Для того, чтобы изготовить подкову-оберег нам понадобиться тесто, пластилин, глина. Рецепт приготовления теста есть у Вас в памятках, пластилин и глина приобретены в магазине готовые к употреблению.
Давайте поэкспериментируем с этими материалами:
1. Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов: -откручивание, -отщипывание, -разрезание прочной нитью, -разрезание и надрезание стекой, -формование.
2. Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму? -раскатать в ладонях или на столе, -сплющить, -вдавить, -вытянуть, -согнуть.
3. Учимся соединять детали: -прижать, -примазать, -загладить.
4. Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе: -дополнение изделия мелкими деталями (налепами) : -процарапывание различными инструментами, -оформление рельефом (оттиском).
Итак, приступаем к изготовлению подковы-оберега.
1. раскатать тесто толщиной 1см.
2. обвести трафарет подковы,
3. вырезать подкову стекой;
4. фломастером нанести фактуру;
5. вылепить дополнительные детали;
6. собрать изделие;
7. высушить;
8. покрасить.
Аналогичная работа с глиной и пластилином (последний сушить и красить не надо).
Уважаемые коллеги, вам было уютно, комфортно, вы испытывали чувство радости и гордости за себя? Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций? Каким из представленных материалов вам было легко работать а каким не очень? Какие затруднения вы испытывали при изготовлении оберега?
Я надеюсь, что мой мастер – класс помог Вам повысить уровень своей профессиональной компетентности в развитии эмоциональной сферы дошкольника через познавательную деятельность.