Галина Романова
Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучающие игры
▼ Скачать + Заказать документы
Материал был подготовлен к практическому семинару по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольника через игровую деятельность».
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Для старшего дошкольного возраста большую эффективность для гармоничного развития ребенка представляют именно обучающие игры. Любая игра предполагает коммуникативное общение.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучающие игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Обучающие игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, предполагающих собой основу обучения. Для этих игр характерно наличие задачи учебного характера.
Обучающие игры разделяют :
1. Сюжетно – 2. Подвижные 3. Музыкально – 4. Учебные
дидактические дидактические
1. Сюжетно- дидактические игры.
В этих играх должен быть развернутый сюжет, включающий в себя разнообразные роли. Решение конкретных задач предлагается ребенку в виде игровых правил. Сюжетно – дидактические игры рассматриваются в комплексе: цель, мотив, средства и результат. Цель игры сливается с мотивом, направляя стремление ребенка на игру.
В сюжетно – дидактических играх дети отражают жизнь взрослых, получая возможность для активного действия.
Примеры сюжетно – дидактических игр:
«Овощная база»,
«Хлебозавод»,
«Телефон – телеграф»,
«Ателье»,
«Кондитерская фабрика»,
«Автопарк»,
«Газетный киоск» и т. д.
В сюжетно – дидактических играх необходимо воспитывать в детях творческую инициативу, организаторские способности, чувство уверенности в своих силах, коллективизм, дружелюбие, отзывчивость и другие качества
В организации и проведении сюжетно – дидактических игр определяют три этапа:
1. Игра носит сюжетно – дидактический характер. Ведущая роль – принадлежит воспитателю.
2. Игра перерастает с сюжетно – ролевую, которую организуют дети. Воспитателю достается второстепенная роль.
3. Возникновение самостоятельных сюжетно – ролевых игр по инициативе детей.
Для организации этих игр были разработаны сценарии: «Дом моделей», «Мы едем в поезде».
2. Подвижные игры.
Подвижные игры гармонично развивают ребенка, удовлетворяют потребность ребенка в движении, развивают творчество в процессе двигательной деятельности, формируют физическую культуру ребенка.
Для организации подвижных игр была разработана картотека, предполагающая взаимодействие детей друг с другом.
3. Музыкально – дидактические игры.
Важное средство развития музыкальных способностей. Цель этих игр – формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме посредством музыкально – дидактических пособий.
Для решения этой задачи были разработаны игры :
• Для развития слуха : Музыкальное лото
Ступеньки
• Развития чувства ритма : Прогулка
Наше путешествие
• Развития тембрового слуха : На чем играю
Музыкальные загадки.
4. Учебные игры
Цель этих игр усвоение общих способов выделения свойств и понятий, решение конкретно практических задач. Это могут быть игры на логику и мышление, познавательные игры на развитие внимания и памяти.
В учебных играх выделяют:
• Игры для речевого развития :
«Какое слово заблудилось»,
«Слушай звуки»,
«Испорченный телефон».
• Игры для познавательного развития :
«Съедобное – несъедобное»,
«Ищем одинаковые свойства предметов»,
«Обобщение – исключение»,
«Кто (чем) кем будет?»
• Социально – коммуникативные игры :
«Нити дружбы», упражнение «Доброта».
• Игры для художественно – эстетического развития :
«Портрет заговорил»
«На что похожи облака»
«Художники – реставраторы».
В результате правильно организованной работы с детьми может быть достигнута основная цель – овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми, развитие познавательных интересов и интеллектуального развития детей.
Картотека игр:
https://drive.google.com/file/d/0B4dQUzPEGw2NcV9GenJhWVFSV1U/view?usp=sharing
Музыкально-дидактические игры
https://drive.google.com/file/d/0B4dQUzPEGw2NOUh4THNWaE5XRHc/view?usp=sharing]Сюжетно-дидактическая игра
https://drive.google.com/file/d/0B4dQUzPEGw2NamdFdFBIdTlzVkk/view?usp=sharing]Подвижные игры
Список используемой литературы:
1. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду». М. Линка - Пресс, 2009г.
2. Губанова И. Ф. «Игровая деятельность в детском саду». Мозаика – синтез, 2006г.
3. Коваленко С. В. «Коммуникативные способности и социально- коллективная деятельность детей 5- 7 лет». 2001 год.
4. Буре Р. С. «Воспитание у дошкольников социальных норм в деятельности». М. Айрис – Пресс, 2014 г.