Наталья Горбенко
Опыт работы «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы учителя-логопеда Горбенко Натальи Николаевны.
Тема: «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи».
Уважаемые родители!
Публикация «Опыт работы „Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Сегодня я хочу рассказать вам о том, что является причиной неуспеваемости по некоторым предметам ребенка в школе. Как правило, именно недоразвитие фонематического восприятия - умения слышать, выделять и различать звуки родного языка (фонемы).
У всех детей с общим недоразвитием речи наблюдается значительное нарушение фонематического восприятия и гораздо чаще, чем у детей с нормальным речевым развитием, возникают такие нарушения как : дисграфия и дислексия. Это частичное нарушение процессов письма и чтения. Дети при письме искажают и заменяют буквы, переставляют или упускают слоги, не соблюдают слитность написания слов в предложении. При чтении проблемными становятся те буквы, звуки которых были дефектными и теперь уже буквы дети заменяют, искажают, упускают, добавляют, переставляют, недочитывают, выпускают из середины слова – слоги, надолго «застревают» на чтении отдельных букв, испытывая «муки слияния», перечитывают несколько раз, для того, чтобы понять смысл прочитанного слова или предложения.
Ведущее место в коррекционной работе я отвожу развитию фонематического восприятия, как основы подготовки детей к обучению грамоте. Индивидуально – подгрупповую работу провожу систематически и поэтапно в течение двух, а с некоторыми детьми и трех лет, начиная со среднего возраста с широким использованием игр и игровых упражнений. Цель – научить ребенка различать и анализировать звуки. Игры направлены на выработку следующих умений :
- умение различать на слух слова, отличающиеся одним звуком;
- дифференциацию звуков;
- умение определять первый и последний звук в слове и подбирать слова на заданный звук;
- умение делить слова на слоги;
- умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова;
- умение определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец);
- умение анализировать звуковой состав слова.
Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения по развитию фонематического восприятия. В такие игры можно поиграть с ребенком и дома.
В игре «Хлопни верно» ребенок учится различать сходные по звучанию слова.
Вы называете слова, то верно, то неверно, например: форота, корота, морота, ворота, порота, хорота. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Или, например, более сложная игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком – картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Вы называете предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Следующие игры формируют у ребенка умение различать слоги.
Игра «Четвертый лишний». Вы произносите ряды слогов: «па-па-па-ба», «фа-фа-ва-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Можно поиграть в игру «Переводчик». Вы говорите ребенку на ухо слог, а ребенок его произносит громко, для всех.
Игра «Похлопаем». Расскажите ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривайте их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносите слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Далее формируем у ребенка умение различать гласные, затем согласные звуки.
Начинаем с игры «Поймай звук». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.
Игра «Скажи наоборот». Взрослый проговаривает два-три звука, а ребенок должен произнести их в обратном порядке.
Очень интересна для детей игра «Шутки-минутки». Прочитайте ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Малышу понравится находить ошибки в стихотворении и исправлять их. Например:
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Тили – бом! Тили – бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад.
Там листочки в бочках спят.
Советую поиграть с ребенком в игры, формирующие навыки элементарного звукового анализа. Например, игра «Кто больше придумает слов?». Предложите ребенку придумать слова со звуком (с) в начале слова. Кто больше придумает слов за одну минуту?
Увлекательна игра с мячом «Цепочка». Вы с ребенком, перебрасывая мяч друг другу, должны называть слова, начинающиеся на последний звук прозвучавшего предыдущего слова (трава, апельсин, нитки, игрушки)
Постарайтесь помочь своему ребенку закрепить новый материал дома и тогда наша с вами коррекционная работа будет более эффективной!
Учитель – логопед: Горбенко Наталья Николаевна.