Пунь Елена
Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
1) Где позвонили. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, взрослый встаете в стороне от него и тихо звонит (гремит, шуршит). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.
2) Незнайкины ошибки - различаем на слух слова, произнесённые неправильно.
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
3) Шумящие коробочки. Ищем одинаковые на слух коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.
4) «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять
определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.
5)“Подскажи словечко”. Взрослый читает интересные загадки – складки и просит добавить последнее слово.
Зайку бросила хозяйка – под дождём остался (зайка).
Уронили мишку на пол – оторвали мишке (лапку).
На просёлки, на лужок тихо падает (снежок).
На снегу-то посмотри – с красной грудкой (снегири).
6) Будь внимательным – учимся слышать звук в слове. Взрослый в медленном темпе называет разные слова и просит детей хлопать в ладоши, когда они услышат слово со звуком ( например: “с”).
7)“Кто больше назовет слов на звук…”Взрослый предлагает придумать слова на какой-либо звук, за правильно придуманное слово ребёнок получает фишку.
8)Зоркий глаз. Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
9)Какой одинаковый звук во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например, шуба, кошка, мышь). И спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех словах.
10) Слова. Взрослый придумывает слово. Ребенку необходимо придумать слово, окончившееся на последнюю букву услышанного слова и т. д.